14 декабря в Санкт-Петербурге состоялось экспертное совещание по вопросам развития сотрудничества в регионе Балтийского моря.

Регион Балтийского моря – это место, где соприкасаются интересы многих государств, надгосударственных объединений и международных организаций. Сотрудничество в регионе зависит от многих факторов, в том числе таких, как общее состояние российско-европейских отношений, характер взаимодействий между отдельными государствами, состояние безопасности, формат, цели и задачи международных институтов, действующих в макрорегионе.

В 2009 году Совет Европейского Союза принимает Стратегию ЕС для Балтийского моря. Документ стал первым опытом Евросоюза в вопросах макрорегионального планирования. Целями Стратегии являются координирование действий стран-членов ЕС, региональных властей, ЕС, пан-балтийских организаций, финансовых институтов и негосударственных организаций по достижению более сбалансированного развития региона, повышение эффективности текущей деятельности ЕС в макрорегионе, конкретизация планов и распределение сил для их реализации.

План действий по реализации задач Стратегии опирается на четыре приоритета: устойчивую экологическую политику, экономически преуспевающий регион, перспективный регион, имеющий хорошие транспортные связи и безопасный регион.

Российская Федерация также является государством Балтийского региона, однако она не принимала участие в разработке Стратегии и не связана её положениями. Тем не менее, развитие сотрудничества в регионе Балтийского моря невозможно без участия России. Поэтому один из главных вопросов, остающихся на повестке дня – каким образом объединить усилия России и ЕС для решения общих проблем региона.

Для этого необходимо понять, в чем состоят интересы Российской Федерации на Балтике. Одним из документов, фиксирующим задачи субъектов РФ, являющихся частью региона Балтийского моря, является Стратегия развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 г., которая была утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации 18 ноября 2011 г.

Стратегия выделяет следующие проблемы Северо-Западного федерального округа РФ:

  • В сфере экономики: низкий уровень развития инфраструктуры, замедленный рост сектора услуг, высокий удельный вес сырьевого сектора и предприятий военно-промышленного комплекса, дефицит инвестиций в экономику регионов СЗФО;
  • В сфере транспорта: несовершенство международных транспортных коридоров, низкое качество дорожной сети и её значительный износ;
  • В сфере экологии: усиление антропогенной нагрузки на экосистемы округа, замедленное воспроизводство природной среды и возобновляемых природных ресурсов.

Как можно увидеть, российская и европейская Стратегии пересекаются в своих ключевых приоритетах.

Эти проблемы имеют четкое практическое содержание, без политического подтекста. Такая ситуация должна использоваться для активизации сотрудничества Россия-ЕС, поскольку в решении общих проблем стороны не должны рассматривать друг друга в качестве конкурентов, но только как партнёров.

В 2012 году Российская Федерация становится председателем в Совете Государств Балтийского моря, ведущей пан-балтийской организации в регионе. Наша страна принимает на себя не только обязательства по реализации долгосрочных целей Совета в сфере экономики, окружающей среды, энергетики, культуры, но также получает возможность представить своё видение перспектив сотрудничества в регионе Балтийского моря.

Одной из задач этого председательствования может стать поиск путей совместной работы России и ЕС над разрешением общих проблем, обозначенных в упомянутых стратегических документов.

Обсуждению этого вопроса было посвящено экспертное совещание, которое состоялось в Санкт-Петербурге 14 декабря 2011 г. В нем приняли участие Генеральный директор секретариата Совета государств Балтийского моря Я. Лундин, Заместитель начальника департамента Аппарата полномочного представителя Президента РФ в СЗФО В.А. Ловцов, Вице-Президент Ассоциации «Северо-Запад», Руководитель филиала Фонда имени Ф. Эберта в России Р. Крумм, Председатель ХЕЛКОМ ЛЭНД Л.К. Коровин, Директор филиала НИУ Высшая Школа Экономики в Санкт-Петербурге А.М. Ходачек, Генеральный директор Международного центра социально-экономических исследований «Леонтьевский центр» И.А. Карелина, представители региональных администраций.

Участники пришли к выводу, что для достижения поставленных целей необходимо соблюдение двух параметров: с одной стороны – это доверие между потенциальными партнерами, с другой стороны – это понимание общих целей и выгод.

И доверие, и понимание между потенциальными партнерами может складываться только на основе постоянного диалога, создания полноценных каналов обмена информацией, в том числе посредством организации таких экспертных встреч, формирования площадок для взаимодействия.

Добиваясь выравнивания и более полной координации сотрудничества, партнеры должны определить, где сотрудничество развивается поступательно, а где есть «пробелы». Здесь является важным как географическое измерение, так и отраслевое.

Например, если взять географический аспект, то Калининградская область рассматривается Стратегией ЕС для региона Балтийского моря в качестве места для реализации пилотных проектов сотрудничества ЕС и России. Но важно, чтобы Европейский Союз за Калининградом увидел и другие регионы Северо-Запада России, в том числе Ленинградскую область, Санкт-Петербург. Развитие сотрудничества с ними критически важно, как для экономики сопредельных европейских государств, так и для решения общих проблем в сфере экологии.

Что касается отраслевого взаимодействия, то в настоящий момент Ассоциация «Северо-Запад» совместно с ведущими академическими центрами приступает к анализу двух Стратегий – Европейского союза и Северо-западного Федерального округа для того, чтобы предложить сторонам наиболее перспективные отрасли сотрудничества.

Такой анализ придаст существенный импульс для практического сотрудничества, предоставит возможность приступить к обсуждению наиболее перспективных проектов в сферах экологии, экономического развития, транспорта и логистики, борьбы с трансграничной преступностью, энергоэффективности.

Проекты должны реализовываться по обе стороны российско-европейской границы. Планируется, что стороны будут нести финансовую ответственность за реализацию проектов на своей территории. При этом финансирование должно быть многоканальным, опираться прежде всего на внебюджетные источники.

Только посредством действенных механизмов практического сотрудничества, мы сможем добиться тех целей, которые провозглашают эти ключевые для развития региона Балтийского моря Стратегии.

 

Материалы:

Список участников

Повестка дня



Яндекс.Метрика
ул. Кавалергардская, д. 7
191015, Санкт-Петербург, Россия
Тел.: 8 (812) 374-95-44
Факс.: 8 (812) 374-95-50
E-mail: mail@n-west.ru
© 2011 – 2017
Стратегическое партнерство
«Северо-Запад»