20 июня по завершении конференции “Лаврентьевская летопись. историческая память и преемственность поколений” участники мероприятия посетили мировую премьеру симфонии “Русь православная”, которая состоялась в Смольном соборе.

Авторами симфонического эпоса являются:
композитор Антон Владимирович Лубченко
автор-конструктор Сергей Жаниевич Давитая
руководитель проекта Юрий Валерьевич Алексеев


Симфония прозвучала в исполнении Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича под руководством Антона Лубченко.

Задачей авторского коллектива проекта стало создание канонического образа прошлого, настоящего и будущего России. «Русь Православная» – симфоническое программное произведение, состоящее из трех частей: «Русь языческая», «Русь крещеная», «Русь Святая».

Авторская группа

Антон Владимирович Лубченко – российский композитор, дирижёр. Выпускник Санкт-Петербургской консерватории, Лауреат Международных конкурсов и фестива­лей, Лауреат премии Губернатора Санкт-Петербурга. Художественный руководитель и дирижёр Государственного Академического театра оперы и балета Республики Бурятия сезона 2010-2011.

Осуществил целый ряд культурных проектов федерального значения, среди которых «Вахта Памяти в Брестской крепости» (проект проходил при поддержке МФГС и Россотрудничества), открытие после федеральной реконструкции сцены Государственного Академического театра оперы и балета Республики Бурятия, Международный музыкальный фестиваль «Времена года». Работал с коллективами Национального балета Канады (Торонто), Симфоническим оркестром Нанси (Франция), Государственным оркестром «Новая Россия», Государственным Большим театром Республики Беларусь, Академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии и др. Автор опер, симфоний, квартетов, музыки к кинофильмам, кантаты «Возглас» к юбилею М. В. Ломоносова, исполнявшейся на праздничном концерте в МГУ в присут­ствии членов Правительства РФ. Балеты Антона Лубченко были представлены на сцене Большого театра России.

Автор-конструктор Сергей Жаниевич Давитая известен своими программами: «Символ мировой культуры», «Санкт-Петербург – культурная столица мира», «Санкт-Петербург – столица культуры России». Его разработки в области синтетиче­ских искусств получили признание в России и мире. Первая в истории экранизация симфонии – «Синемафония 7-й симфонии Д. Д. Шостаковича» – стала классическим произведением о Великой Отечественной войне и Великой Победе.

Руководитель проекта Юрий Валерьевич Алексеев – член-корреспондент РАЕН, автор проекта «Человеческий капитал», Председатель Центрального правления ОСООИ «Помощь и созидание», Руководитель Научно-исследовательского центра националь­ного капитала, общественных структур и коммуникаций в институте Государствен­ной службы управления персоналом РАНХГС. Научный руководитель и основной разработчик инновационного решения задачи по комплексному подходу к развитию человеческого потенциала и его капитализации. Автор проектов «Автономная Неком­мерческая Благотворительность», «Целевая социальная программа «Содействие раз­витию трудовых ресурсов и социокультурному развитию населения» и многих других.

…Скажу без преувеличения, для меня «Русь Православная» является, наверное, самой значительной из моих работ. Процесс её создания занял почти десятилетие (что для меня абсолютно не свойственно: как правило, я пишу очень быстро). Первые наброски материалов, вошедших в Симфонический эпос, относятся к 2003 году. В тот год летом я предпринял импровизированную пешую паломническую прогулку в Рождества Бого­родицы Свято-Пафнутьев Боровский монастырь. Дорога моя проходила через несколь­ко русских деревень. Многое потрясло меня: старинные соборы и полуразрушенные старообрядческие церквушки, сельский уклад жизни, словно не тронутый временем, дети, водившие во дворе хоровод в веночках из ромашек и напевавшие «Со вьюном хожу…» Ещё тогда у меня появилось стремление «схватить» этот день и «сфотографиро­вать» его в партитуре, создать полотно, обобщающее в музыкальной форме образ России.

Многое в «Руси Православной» выходит за рамки стандартных представлений о сим­фоническом жанре. Прежде всего, стиль. Моей целью было создать симфонию-роман, симфонию-спектакль, в ходе которого один музыкальный язык будет сменять другой, подобно тому как на сцене меняются персонажи, а в российской истории – времена и эпохи. Я намеренно отказался здесь от привычных симфонических форм и единствен­ным принципом, диктующим драматургию сочинения, стал принцип неожиданных контрастов и сознательной эклектики.

«Русь Православная» создавалась для дальнейшей экранизации с использованием тех­нологии Базовой конструкции. В работе с С. Ж. Давитая над историческим и музыкаль­ным сценарием Симфонического эпоса мы отказались от использования законов евро­пейского симфонизма с его последовательным мотивным развитием тематизма. Нашей задачей стало создание универсального образа России, определение места России в ми­ровой цивилизационной картине.

В процессе создания Симфонического эпоса мы обратились к пластам музыки разных эпох российской истории. Это и знаменный распев, и протяжная песня, и фольклор, и Петровский кант, и городской романс, и советская массовая песня, и то, что уже в наше время доносится из телевизоров и радиоприёмников в маршрутных такси. Эпизоды и стили сменяют друг друга по принципу монтажа, как кадры кинохроники.

Смысловой ряд Симфонического эпоса формируется основными лаконичными обра­зами на фоне музыкального полотна эпического масштаба. Так в симфоническую основу произведения закладывается «музыкальная генетика» России.

Название произведения говорит об определяющей роли православной веры, которая в разные эпохи поддерживала, направляла, спасала жителей нашей страны.

Симфонический эпос имеет двойную нумерацию (как это бывало в симфониях Г. Малера): три круга – «Русь языческая», «Русь крещёная» и «Русь Святая» – делятся на 9 частей.

Событийное повествование прерывается лирико-философскими отступлениями – «затемнениями», что отсылает к одноименному приёму в кинематографе.

Главная тема произведения – тема России, её становления, трагических и великих со­бытий её истории: в древние времена, в смутное время, в золотой век Российской импе­рии, в тревожное предгрозовое время, в драматический 20-й век. Финал Симфониче­ского эпоса – «Русский Ренессанс» – утверждает идею духовного возрождения страны, начало нового золотого века в истории России.

А. В. Лубченко

Организаторы:

  • Продюсерский центр «Синемафоника»
  • Ассоциация «Северо-Запад»
  • Центр перспективной символики
  • Всемирный комитет третьего тысячелетия

Контакты:
+7 911 293-42-13 Алексеева Татьяна Владимировна, Продюсерский центр «Синемафоника»
+7 812 576-61-59 тел./факс
spbculture2010@gmail.com

 

 Ассоциация “Северо-Запад” выражает особую благодарность и признательность композитору и дирижеру Антону Владимировичу Лубченко за великолепное произведение и его не менее прекрасное исполнение!



Яндекс.Метрика
ул. Лодейнопольская, д. 5, лит. А
197110, Санкт-Петербург, Россия
Тел.: 8 (812) 374-95-44
Факс.: 8 (812) 374-95-50
E-mail: mail@n-west.ru
© 2011 – 2017
Стратегическое партнерство
«Северо-Запад»