Сергей Михайлович Зимин, заместитель пол­номочного представителя Прези­дента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе

 

Преобразовать Ассоциацию экономического взаимодействия субъектов Северо-Запада Российской Федерации (Ассоциацию «Северо-Запад») в автономную некоммерческую организацию «Стратегическое партнерство по экономическому и социальному развитию Северо-Запада Российской Федерации». Такое решение принято на Совете при полномочном представителе Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе, состоявшемся 18 мая.

Ассоциация «Северо-Запад» была создана в 1992 году в соответствии с Указом Президента РСФСР от 11 ноября 1991 г. № 19 «Об обеспечении условий по повышению роли и взаимодействия ре­спублик, автономных образований, кра­ев и областей в осуществлении ради­кальной экономической реформы». Цель ее была сформулирована так: «отработ­ка новых методов управления народным хозяйством в условиях децентрализо­ванной экономики и рыночных отноше­ний, выработка процедуры принятия совместных решений по вопросам раз­вития национально-государственных, национально-территориальных и административно-территориальных образований и методам социальной за­щиты населения при переходе к рынку».

В соответствии с Федеральным за­коном от 17.12.1999 г. № 211-ФЗ «Об общих принципах организации и дея­тельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации» учредителями Ассоциации «являются органы государственной вла­сти субъектов Российской Федерации».

Впоследствии, в связи проведением реформ государственного управления, а также введением в 2000 году институ­та полномочных представителей Пре­зидента Российской Федерации в фе­деральных округах, координирующая роль Ассоциации в отношении регио­нов существенно снизилась.

С созданием в 2005 году Советов при полночных представителях Президента Российской Федерации в федеральных округах координирующая функция Ассо­циации фактически была утрачена пол­ностью. Основные задачи Совета, опре­деленные Указом Президента Россий­ской Федерации, фактически охватыва­ют весь диапазон вопросов, входящих в компетенцию Ассоциации.

На заседаниях Совета при полно­мочном представителе Президента Рос­сийской Федерации в Северо-Западном федеральном округе в последние годы рассматривались принципиальные во­просы экономического развития и ре­ализации социальной политики регио­нов. Принимаемые решения и предло­жения членов Совета направлялись для рассмотрения в федеральные органы государственной власти и получали со­ответствующую реакцию.

Однако в последнее время в округе накопился значительный перечень про­блем и вопросов, требующих оператив­ного взаимодействия и выработки со­гласованной позиции органов государственной власти, бизнеса и обществен­ных организаций в решении конкретных вопросов реализации экономической и социальной политики для представле­ния на федеральный уровень.

Кроме того требуется комплексная оценка и поддержка стратегически важ­ных инвестиционных проектов и согла­сование действий всех заинтересован­ных организаций при их реализации.

Подобная деятельность должна осуществляться на профессиональном уровне из единого центра, в том числе с элементами коммерческой деятельно­сти, что выходит за рамки полномочий аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе.

 

МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ И СФЕРЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РЕГИОНОВ

Практика работы Совета при полно­мочном представителе Президента Рос­сийской Федерации в Северо-Западном федеральном округе в последние годы показала, что по большинству проблем­ных вопросов реализации социально- экономической политики руководители регионов готовы к формированию кон­солидированной позиции для рассмо­трения ее на уровне Президента Рос­сийской Федерации и правительства России.

Кроме того имеется потребность в согласованных действиях в части реа­лизации отдельных положений феде­ральных нормативных актов и прове­дения согласованной политики в слож­ных макроэкономических ситуациях (например экономический кризис 2008- 2010 гг.). Необходим обмен опытом ра­боты на уровне исполнительных органов государственной власти субъектов Рос­сийской Федерации, особенно практи­кой финансово-бюджетной работы, ре­ализации приоритетных национальных проектов, практикой в сфере развития малого и среднего бизнеса, инвестици­онной деятельности и т.д.

Так, например, в сфере законотвор­ческой деятельности на федеральном уровне необходим официально уста­новленный механизм учета мнения ре­гионов при разработке и обсуждении проектов федеральных законов, а также узаконенное право регионов на отсроч­ку введения отдельных положений феде­ральных законов в случае прогноза не­гативных социально-экономических последствий их применения. Кроме того, имеется объективная потребность в гар­монизации региональных нормативных правовых актов при решении отдель­ных задач. Например, для обеспечения функционирования единого экономи­ческого пространства или реализации крупных межрегиональных инвестици­онных проектов.

В сфере бюджетной политики и меж­бюджетных отношений в связи с изме­нением финансово-бюджетной поли­тики федерального центра и приняти­ем мер по децентрализации исполне­ния социальных мандатов необходима активизация деятельности, направлен­ной на усиление финансовой самосто­ятельности регионов. Например, наря­ду с передачей региональным бюджетам выплаты пособий по безработице целе­сообразно направить сюда же весь объ­ем поступлений по налогу на прибыль, предоставив право регионам уменьшать ставку данного налога.

В условиях возможных кризисных яв­лений в экономике и ухудшения бюджет­ной обеспеченности регионов (значи­тельное увеличение заимствований ре­гиональных бюджетов) наряду с формированием региональных резервных фон­дов целесообразно проработать меры взаимной бюджетной поддержки реги­онов округа в рамках краткосрочной фи­нансовой помощи в сложных ситуациях. Например, при подготовке к отопитель­ному сезону.

Для обеспечения функционирова­ния единого экономического простран­ства (в том числе товарного рынка, рын­ка капиталов, рынка труда) необходи­мы сопоставимые условия экономиче­ской деятельности в регионах и согла­сованные меры по регулированию от­дельных сфер экономики. Так меры по регулированию рынка труда предпола­гают организацию перераспределения рабочей силы из трудоизбыточных ре­гионов в регионы с дефицитом трудо­вых ресурсов, организацию приема и трудоустройства перемещенной рабо­чей силы, финансирование мероприя­тий по рекрутингу.

Решение задачи повышения инве­стиционной привлекательности регио­нов предполагает формирование сопо­ставимых условий для вхождения инве­сторов на региональные рынки и взаимоувязку мероприятий региональных программ создания благоприятного ин­вестиционного климата.

В условиях глобализации назрела необходимость проведения согласо­ванной политики региональных (между собой) и федеральных органов власти в отношении естественных монополий и крупных, доминирующих на рынках, компаний. Так, например, сложившая­ся сегодня ситуация с неконтролируе­мым ростом цен на нефтепродукты тре­бует согласованных мер по ужесточению имущественных отношений с отдельны­ми вертикально интегрированными не­фтяными компаниями и одновременно создания одинаковых преференций для входа на региональные рынки независи­мых оптовых и розничных операторов.

В этой же сфере отношений требует­ся согласование тарифной политики ре­гионов и политики в отношении усилива­ющейся тенденции экономической кон­центрации в сфере розничной торговли.

В условиях развития системы государственно-частного партнерства как одной из форм реализации инве­стиционных программ регионов необ­ходимы единая, выверенная в соответ­ствии с действующим бюджетным за­конодательством, методологическая основа «слияния» бюджетных средств и государственного имущества субъек­тов Российской Федерации с частным капиталом и постоянный профессио­нальный мониторинг лучших практик в этой сфере.

Система стратегического планиро­вания и разработка программ развития территорий с учетом размещения объ­ектов инфраструктуры экономики и про­изводительных сил предполагают не­обходимость соблюдения баланса ин­тересов населения и частного бизнеса, что в свою очередь требует постоянной «сверки часов» и выработки согласо­ванной позиции органов власти, бизне­са и общественности на региональном и межрегиональном уровне.

Разработка и исполнение плана реализации Стратегии социально- экономического развития Северо-Западного федерального округа до 2020 года и заявленных в рамках Стратегии приоритетных инвестиционных проек­тов, а также реализация федеральных целевых программ в регионах округа требуют постоянного мониторинга, в том числе оценки социальной и эконо­мической эффективности проектов, ко­ординации действий инвесторов и ор­ганов власти.

Для обеспечения реализации круп­ных межрегиональных проектов (напри­мер, проект «Белкомур», «Второе коль­цо КАД вокруг Санкт-Петербурга в Ле­нинградской области», строительство «Невского водовода», развитие «Аркти­ческой зоны», развитие энергетической и транспортной инфраструктуры и т.д.) целесообразно было бы учредить спе­циализированные хозяйствующие субъ­екты (государственно-частные корпора­ции) с участием Ассоциации, субъектов Российской Федерации соответствую­щих регионов, отраслевых министерств и ведомств, частных инвесторов.

Кроме того, в настоящее время в ре­гионах округа зарегистрировано более 300 инвестиционных инициатив, пре­тендующих на статус приоритетных ин­вестиционных проектов. Для оценки их эффективности и сопровождения требу­ется значительный объем экспертной и организационной работы.

Таким образом, можно констатиро­вать, что в федеральном округе имеет­ся значительный перечень проблем и вопросов, требующих организации вза­имодействия и координации действий органов власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов го­сударственной власти, представителей бизнеса и предпринимательских объе­динений, а также общественных орга­низаций.

Аппарат полномочного представите­ля Президента Российской Федерации, учитывая ограниченный организацион­ный ресурс, значительный объем иных функциональных обязанностей и отсут­ствие финансовых средств для оплаты экспертной деятельности и проведения исследовательских мероприятий, не мо­жет осуществлять эту работу системно на необходимом качественном уровне.

В сложившейся ситуации наиболее целесообразно передать исполнение данных функций иной организации, ра­ботающей при политической и админи­стративной поддержке аппарата пол­номочного представителя Президента Российской Федерации.

 

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПАРТНЕРСТВА

Исходя их этого, был сделан вывод о необходимости коренного реформи­рования Ассоциации «Север-Запад», вплоть до создания принципиально ино­го объединения – «Стратегического партнерства по экономическому и социаль­ному развитию Северо-Запада Россий­ской Федерации».

Основными задачами новой органи­зации должны стать:
• организационное и методологи­ческое обеспечение стратегического, среднесрочного и текущего планиро­вания социально-экономического раз­вития регионов федерального округа, создание и совершенствование эконо­мических, правовых и организационных инструментов реализации намеченных планов. Практическое взаимодействие с Минрегионразвития;
• согласование межрегиональных планов территориального развития и размещения крупных объектов коммер­ческой инфраструктуры;
• вовлечение предприятий, орга­низаций, объединений предпринима­телей и общественных организаций в реализацию Стратегии социально- экономического развития Северо-Западного федерального округа на пе­риод до 2020 года;
• обеспечение согласования и коор­динации действий субъектов экономи­ческой деятельности и органов государ­ственной власти и местного самоуправ­ления регионов по реализации планов и программ стратегического развития;
• проведение согласованной цено­вой и тарифной политики регионов. Вы­работка согласованной политики взаи­модействия с естественными монопо­лиями;
• разработка и осуществление со­вместных мер по регулированию рын­ка труда;
• развитие межрегионального товар­ного рынка, рынка капиталов, недвижи­мости и услуг;
• оказание услуг субъектам эконо­мической деятельности в реализации инвестиционных инициатив и проек­тов в регионах округа. Оказание содей­ствия органам государственной власти и местного самоуправления в поиске ин­весторов и сопровождении стратегиче­ских инвестиционных проектов на феде­ральном уровне;
• разработка и обеспечение согласо­вания на федеральном уровне новых ор­ганизационных, правовых и финансовых механизмов реализации стратегических программ социально-экономического развития;
• мониторинг и координация реа­лизации в округе приоритетных наци­ональных проектов, государственных программ поддержки отдельных секто­ров экономики, федеральных целевых программ, ведомственных программ федеральных органов исполнительной власти;
• содействие созданию в регио­нах благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата, осу­ществление мониторинга и формиро­вания инвестиционного рейтинга реги­онов для представления в федеральные органы государственной власти, в меж­дународные организации и опубликова­ния. Популяризация инвестиционного потенциала регионов округа;
• поддержка создания здоровой кон­курентной среды в регионах, содействие в реализации региональных программ демонополизации экономики, участие в совершенствовании антимонопольного законодательства;
• содействие реализации межре­гиональных проектов и окружных про­грамм инновационного развития и мо­дернизации базовых секторов экономи­ки: промышленности, транспорта, гор­нодобывающего комплекса, лесного хо­зяйства, сельскохозяйственного произ­водства и т.д.;
• совершенствование нормативно-правовой базы субъектов Российской Федерации, регулирующей основные вопросы социально-экономического развития, выработка согласованных с субъектами экономической деятельно­сти предложений по совершенствова­нию федерального законодательства;
• оказание услуг участникам пар­тнерства по информационному сопро­вождению деятельности, повышению инвестиционной привлекательности регионов.

Основные направления, принципы и правила взаимодействия участников партнерства, а также нормы их поведе­ния определяются специальным Согла­шением о стратегическом партнерстве по экономическому и социальному раз­витию Северо-Запада Российской Фе­дерации. Соглашение открыто для всех организаций и предприятий, соответ­ствующих установленным в нем крите­риям и изъявивших готовность к взаи­модействию с участниками партнерства на изложенных принципах и правилах. Не допускается участие в соглашении поли­тических партий, религиозных организа­ций и объединений, общественных орга­низаций и объединений, образованных по национальному признаку, военизи­рованных образований и формирований.

Проект соглашения о стратегическом партнерстве по экономическому и соци­альному развитию Северо-Запада Рос­сийской Федерации разработан. С руко­водителями 18 компаний и объединений проведены предварительные перегово­ры по вопросу возможного участия их в партнерстве и получено одобрение пред­ложенной концепции взаимодействия.

 

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ПАРТНЕРСТВА

Высшим органом управления являет­ся общее собрание участников, которое:
• определяет стратегические направ­ления деятельности партнерства;
• формирует и утверждает условия Соглашения о стратегическом партнер­стве по экономическому и социальному развитию Северо-Запада Российской Федерации;
• приглашает полномочного предста­вителя Президента Российской Федера­ции возглавить наблюдательный совет (НС) и утверждает состав НС;
• формирует экспертный совет;
• утверждает основные организа­ционно-распорядительные документы, включая смету расходов и финансовый отчет аппарата партнерства.

Наблюдательный совет осуществля­ет текущий контроль деятельности пар­тнерства, исполнение принятых общим собранием решений (в том числе испол­нение участниками соглашения приня­тых на себя обязательств). Рассматри­вает предложения экспертного совета для внесения их в Совет при полномоч­ном представителе Президента Россий­ской Федерации, Председателю Прави­тельства Российской Федерации, Прези­денту Российской Федерации. Назнача­ет (освобождает от должности) руково­дителя аппарата партнерства.

Экспертный совет объединяет пред­ставителей участников партнерства. Рассматривает проблемные вопросы социально-экономического развития ре­гионов и округа, инвестиционные проек­ты и инициативы по предложению участ­ников партнерства, аппарата полномоч­ного представителя Президента Рос­сийской Федерации, аппарата партнер­ства. Формирует рабочие группы по рассмотрению отдельных проблем. Готовит экспертные заключения по основным на­правлениям деятельности партнерства. Формирует материалы для рассмотре­ния на заседании Совета при полномоч­ном представителе Президента Россий­ской Федерации, формулирует задачи аппарату партнерства.

Председателем экспертного сове­та является заместитель полномочно­го представителя Президента Российской Федерации, курирующий экономи­ческие вопросы.

Аппарат партнерства формируется из числа специалистов в отдельных сек­торах экономики и социальной сферы, организует экспертную работу и прак­тическую деятельность созданных экспертным советом рабочих групп, осу­ществляет оперативное информиро­вание и обобщение мнений участни­ков партнерства по рассматриваемым вопросам, проводит предварительную экспертизу инвестиционных проектов и предпринимательских инициатив, ор­ганизует мероприятия, предусмотрен­ные планом работы партнерства. Ведет финансово-хозяйственную деятельность партнерства.

Руководитель аппарата назначает­ся наблюдательным советом и является распорядителем кредитов партнерства в пределах, установленных общим собра­нием участников.

 

ПОРЯДОК РЕФОРМИРОВАНИЯ

Теперь предстоит рассмотреть в субъектах Российской Федерации проекты учредительных документов, перечень предприятий и организа­ций, приглашаемых к участию в пар­тнерстве, проект Соглашения о стра­тегическом партнерстве по эконо­мическому и социальному развитию Северо-Запада Российской Федера­ции. После чего потенциальным участ­никам партнерства будут направлены официальные предложения от имени аппарата полномочного представи­теля Президента Российской Феде­рации в Северо-Западном федераль­ном округе с приложением всех необ­ходимых документов. Предстоит про­вести учредительное собрание участ­ников партнерства, подписать соглашение, утвердить состав наблюда­тельного совета, назначить руководи­теля аппарата партнерства, сформи­ровать экспертный совет, утвердить организационно-распорядительные документы и план работы на II полуго­дие 2012 года.

 

Источник:
журнал “Новые возможности. Северо-Западный федеральный округ” № 2 (28) 2012 



Яндекс.Метрика
ул. Лодейнопольская, д. 5, лит. А
197110, Санкт-Петербург, Россия
Тел.: 8 (812) 374-95-44
Факс.: 8 (812) 374-95-50
E-mail: mail@n-west.ru
© 2011 – 2017
Стратегическое партнерство
«Северо-Запад»