Год назад распоряжением Президента Российской Федерации в федеральных округах в целях улучшения инвестиционного климата в регионах появились инвестиционные уполномоченные – их обязанности были возложены на заместителей полпредов Президента. А в июне 2012 года Уполномоченным РФ по защите прав предпринимателей назначен Борис Титов. О будущем возможном взаимодействии и текущей деятельности омбудсменов в интервью корреспонденту ИТАР-ТАСС рассказал инвестиционный уполномоченный в Северо-Западном федеральном округе, заместитель полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе СЕРГЕЙ ЗИМИН.

- Сергей Михайлович, расскажите сначала о том, что сделано за прошедший год.

- Первым делом мы разработали регламент работы омбудсмена по взаимодействию с аппаратом полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов и органами местного самоуправления, находящимися в пределах Северо-Западного федерального округа. Потому что распоряжение Президента России появилось, цели и задачи были поставлены, а схему и систему работы пришлось выстраивать самостоятельно.

- А какие цели и задачи были поставлены?

- По регламенту, цель инвестиционного уполномоченного в Северо-Западном федеральном округе – защита прав предпринимателей, гарантированных статьей 34 Конституции РФ, предоставляющей каждому право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности. Задача Инвестиционного уполномоченного состоит в обеспечении взаимодействия инвесторов с органами власти разного уровня с целью оперативного устранения необоснованных ограничений при реализации частных инвестиционных проектов и осуществлении предпринимательской деятельности, возникающих в результате действий или бездействия чиновников. Кроме того, мы проводим предварительную экспертизу законов и нормативных актов и мониторинг состояния инвестиционного климата в регионах, готовим предложения по совершенствованию федерального и регионального законодательства в сфере регулирования экономики и инвестиционной деятельности (полностью документ можно посмотреть по ссылке).

- Как много жалоб поступило за этот год и от кого, какие по ним результаты?

- С начала работы поступило 71 заявление. Каждый квартал я получаю примерно 20-25 заявлений от предпринимателей. Летом поток снизился, но полагаю, что осенью возникнут с той же силой. Кстати, мы принимаем заявления от инвесторов, предпринимателей и даже ассоциаций. Из 71 заявления, принятых за год, в настоящее время 46 решены или сняты с контроля в результате рассмотрения. Не всегда чиновники виноваты, есть случаи, когда предприниматели необоснованно жалуются на ситуацию. По многим заявлениям, которые находятся в стадии рассмотрения, есть шанс решить вопрос в пользу предпринимателя. Не менее важным результатом рассмотрения жалоб, кроме восстановления инвесторов в правах, является выявление общих проблем и нормативно-правовых актов, требующих корректировки.

 - Какова судьба выявленных несоответствий в документах?

- Мы проводим предварительную экспертизу материалов, делаем это самостоятельно или с привлечением специалистов – это у нас прописано в регламенте. Затем формируем предложения по изменению закона или правового акта и направляем главе региона, если документ регионального уровня, или в Министерство экономического развития в случае необходимости правки федерального закона. Пока результатов рассмотрения наших федеральных инициатив нам неизвестно. Еще год назад отправили предложения по внесению изменений в правила пожарной безопасности, из-за которых был остановлен проект “Школа он-лайн”. Оказалось, что устанавливаемые в вестибюле турникеты мешают эвакуации людей в случае ЧП. Проход через турникеты должен был осуществляться посредством электронной карты и сообщений на мобильные телефоны родителям, что позволяет контролировать местонахождение ребенка.

 - Что можно сделать, чтобы вносимые предложения воплощались в жизнь, давали результат?

- В этом плане мы очень надеемся на сотрудничество с Борисом Титовым, назначенным Уполномоченным РФ по защите прав предпринимателей. Мы недавно встречались и общение с ним вселяет определенный оптимизм. Благодаря будущему сотрудничеству можно получить очень сильную вертикаль для решения проблем барьеров в экономике. Для нас, как омбудсменов в округах, появилось на федеральном уровне окно, в которое можно направлять предложения по изменению федерального законодательства и ведомственных актов, ущемляющих интересы бизнеса и выявленных здесь в округе в результате рассмотрения конкретных жалоб. Уполномоченный РФ по защите прав предпринимателей самостоятельно может ходить по министерствам и ведомственным учреждениям, а в случае необходимости напрямую взаимодействовать с Президентом. Это даст серьезный импульс для работы по устранению бюрократических барьеров.

 - Как в это взаимодействие впишутся сами субъекты?

- В регионах на данный момент ситуация хуже, поскольку не сформирована правовая база для работы региональных омбудсменов. В аппарате Бориса Титова сейчас разрабатывают федеральный закон по уполномоченным, который позволит регионам создавать местные аппараты и закладывать в бюджет финансирование на их деятельность по аналогии с уполномоченным по правам человека или детским омбудсменом. Я вижу взаимодействие в следующем: в регионах должны быть независимые участники процесса, которые бы получали за свою работу заработную плату. Уполномоченный в федеральном округе в своем статусе осуществляли бы координацию их действий, сохраняя ранг замов полпредов. С другой стороны, мы бы оказывали им содействие в решении вопросов. Например, если необходимо менять законы или нормы на муниципальном уровне, то этим бы занимались сами региональные уполномоченные, а если на более высоком уровне, то с нашей помощью. Чем больше поменяем документов, которые мешают предпринимателям, тем лучше.

Мне бы очень хотелось, чтобы это взаимодействие между Уполномоченным РФ по защите прав предпринимателей, окружными обмудсменами и региональными были прописаны в официальном документе, чтобы работа была более эффективной.

 - А как региональным омбудсменам сохранить независимость и бороться с бюрократией, если они будут финансироваться из регионального бюджета?

- Когда примут федеральный закон, то власти субъектов смогут включить в региональный бюджет отдельную строку. Финансирование будет вестись отдельной независимой строкой, без привязки к исполнительным органам власти. Губернатор обязан будет организовать процедуру назначения омбудсмена при участии общественных советов, что и даст ему независимость.

 - Есть какая-то принципиальная разница между окружными обмудсменами, региональными и федеральным Борисом Титовым?

- Разница в том, что Борис Титов – защитник прав предпринимателей, а не предпринимательской деятельности, как окружные. Большую часть деятельности он будет посвящать тем, кто незаконно был осужден в результате предпринимательской деятельности. И региональные омбудсмены – это его представители. Для плодотворной работы им предстоит найти основу для реализации 160 статьи — необоснованное ограничение предпринимательской деятельности. Квалифицировать применение этой статьи к чиновникам до сих пор никто не пытался, потому что нет для этого соответствующей нормативной базы.

- Что, на ваш взгляд, упростит работу инвестиционных уполномоченных?

- Нужен закон прямого действия о защите прав предпринимателей и инвесторов по аналогии с законом об антимонопольной деятельности. Действие или бездействие чиновника, которые ведут к увеличению издержек предпринимателя, должны стать основой для вынесения судебного решения. Например, если предпринимателю длительное время не подключают инженерные сети, то он мог бы провести независимый аудит и оценить свои потери, а затем пойти в суд. Чтобы сделать такой закон, нужно в деталях знать практическую работу предпринимателя, теоретически сформулировать невозможно. А именно этот документ может закрыть законодательный пробел между деятельностью прокуратуры и ФАСом. Но нужно разработать критерии, которые помогли бы квалифицировать действие или бездействие чиновников, создающие дополнительные издержки и барьеры для работы предпринимателям. Надеюсь, сотрудничество всех инвестиционных уполномоченных поможет нам этого достичь.

 

Источник:
ИТАР-ТАСС
www.itartass.spb.ru/article/209/



Яндекс.Метрика
ул. Кавалергардская, д. 7
191015, Санкт-Петербург, Россия
Тел.: 8 (812) 374-95-44
Факс.: 8 (812) 374-95-50
E-mail: mail@n-west.ru
© 2011 – 2017
Стратегическое партнерство
«Северо-Запад»