По оценкам, потребность в ледоколах к 2030 году составит 45 ед. против 32 действующих сегодня. Между тем, к тому времени из действующих ледоколов в эксплуатации останется лишь 14. Таким образом, за 18 лет России будет необходимо построить 31 ледокол. Практически все наиболее крупные перспективные российские проекты добычи углеводородных ресурсов связаны с Арктикой. Наиболее масштабные из них – освоение Штокмановского газоконденсатного месторождения, Приразломного нефтяного месторождения, проекты добычи газа на Ямале. Реализация планов по обеспечению транзитного судоходства по трассам Северного морского пути также невозможна без надежного ледокольного обеспечения. Кроме того, ледоколы требуются и для бесперебойной работы ряда ключевых портов России.

Не случайно Россия всегда была мировым лидером в области строительства ледоколов, а почти все атомные ледоколы в мире проектировались и строились на отечественных предприятиях. Исключение составляют мелкоосадочные атомоходы «Таймыр» и «Вайгач», которые были построены на верфи Wartsila в Финляндии. Тем не менее, атомные энергетические установки во всех случаях устанавливались в нашей стране.

В настоящее время в России имеется 32 действующих дизель-электрических ледокола, большая часть которых, за исключением четырех ледоколов «Дальневосточного морского пароходства» (ДВМП), находится в хозяйственном ведении ФГУП «Росморпорт». Атомными ледоколами заведует ФГУП «Атомфлот» корпорации «Росатом», в настоящее время действует 7 атомоходов.

В зимнюю навигацию 2011-12 годов в Финском заливе работало 15 дизель-электрических ледоколов и 1 атомный, в Белом море – 5 дизель-электрических ледоколов, в Азовском и Каспийском морях 5 и 3 дизель-электрических ледокола соответственно, в Дальневосточном бассейне – 4 ледокола ДВМП. В том числе, в акватории Северного морского пути действуют 9 линейных ледоколов, из которых 5 атомных и 4 дизель-электрических.

Тем не менее, этого ледокольного флота России явно недостаточно. Так, зима 2010-11 годов показала острую необходимость наращивания ледокольной группировки в Финском заливе, а зима 2011-12 годов – в Южном бассейне (Азовское море, Керченский пролив). Ледокольная проводка также требуется в портах Каспийского, Северного и Дальневосточного морских бассейнов.

По оценкам министерства транспорта России, потребность в ледоколах к 2030 году составит 45 ед. при том, что большая часть действующих ледоколов к тому времени будет списана (останется всего 14 судов).

Таким образом, если Россия не приступит к активному строительству ледокольного флота уже сегодня, говорить о реализации заявленных арктических проектов придется забыть, а ключевые порты страны «встанут» в зимнюю навигацию.

 

Лед тронулся

Наиболее мощными ледоколами, которые необходимы для обеспечения судоходства в суровых условиях Северного морского пути, а также для поддержки дизель-электрических ледоколов при возникновении такой необходимости (например, в Финском заливе), являются атомные.

Единственным в мире классификационным обществом, в классе которого имеются гражданские суда с ядерными энергетическими установками, является Российский морской регистр судоходства (РС). Весь атомный флот создан в соответствии с требованиями Правил классификации и постройки атомных судов и плавучих сооружений и Правил классификации и постройки судов атомно-технологического обслуживания. Эти уникальные правила разработаны специалистами PC совместно с научно-исследовательскими институтами. За весь период эксплуатации атомного флота не произошло ни одного инцидента или аварии, связанных с загрязнением окружающей среды или опасностью для жизни людей.

В июне 2012 года вышло постановление правительства России о финансировании строительства головного универсального атомного ледокола мощностью 60 МВт (УАЛ-60). В настоящее время ФГУП «Атомфлот» и Балтийский завод подписали контракт о строительстве на класс РС головного универсального атомного ледокола нового поколения проекта 22220, мощностью 60 МВт, способного продвигаться непрерывным ходом в сплошном ледяном поле толщиной 3 м. Его уникальной особенностью станет возможность менять осадку, что позволит ледоколу работать как в устьевых районах, так и на морских трассах. В дальнейшем планируется строительство на класс РС серии из трех атомных ледоколов этого проекта.

Согласно условиям контракта общей стоимостью 36,959 млрд руб., ООО «Балтийский завод – судостроение» должно в срок до 30 декабря 2017 года построить ледокол «под ключ» и поставить его к причалу ФГУП «Атомфлот» в Мурманске. Согласно утвержденному графику, закладка ледокола на стапеле запланирована на ноябрь 2013 года, спуск на воду – на ноябрь 2015 года.

Новейший дизельный ледокол мощностью 25 МВт проекта 22600, закладка которого намечена также на Балтийском заводе на 10 октября 2012 года, также будет строиться под техническим наблюдением РС. Знак Icebreaker8 в символе класса судна означает, что оно может выполнять ледокольные операции на прибрежных трассах арктических морей в период зимне-весенней навигации при толщине льда до 3 м и в период летней навигации  без ограничений. Судно способно продвигаться непрерывным ходом в сплошном ледяном поле толщиной до 2 м. Суммарная мощность на гребных валах таких судов составляет не менее 22 МВт.

Кроме того, с ОСК подписан контракт на строительство трех дизель-электрических ледоколов мощностью 16 МВт. Закладка первого судна серии должна состояться на «Выборгском судостроительном заводе» 17 октября 2012 года.

Также, 6 июля 2012 года состоялась закладка многофункционального аварийно-спасательного ледокольного судна проекта 70202 состоялась на стапеле Прибалтийского судостроительного завода «Янтарь» (Калининград). Передача ледокола заказчику запланирована на декабрь 2013 года. Использовать его планируется в Финском заливе. Судно проекта Р-70202 представляет собой ледокол для борьбы с аварийными разливами нефти и спасательных операций и обладает инновационными особенностями. Его характерной особенностью является «косой» дизайн с асимметричным корпусом и тремя винторулевыми колонками, что позволяет судну работать на переднем и заднем ходу, а также при боковом перемещении – для проводки судов в ледовых условиях. Ледокол будет оснащен специальным оборудованием для ликвидации аварийных разливов нефти, тушения пожаров, экологического мониторинга. Он способен продвигаться в ровном льду толщиной 1 м, и в «косом» режиме сможет прокладывать канал шириной 50 м.

Остается надеяться, что темпы обновления ледокольного флота не будут снижаться и в дальнейшем, хотя нестабильная макроэкономическая ситуация в мире и необходимость больших государственных инвестиций делают непростой эту задачу.

Источник:
Официальный сайт Администрации Ненецкого автономного округа
www.adm-nao.ru/?show=news&id=7834 



Яндекс.Метрика
ул. Лодейнопольская, д. 5, лит. А
197110, Санкт-Петербург, Россия
Тел.: 8 (812) 374-95-44
Факс.: 8 (812) 374-95-50
E-mail: mail@n-west.ru
© 2011 – 2017
Стратегическое партнерство
«Северо-Запад»