7 февраля в Мурманске Николай Винниченко провел заседание Совета законодателей при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе, на котором рассмотрен вопрос «О материальной поддержке многодетных семей в части предоставления нуждающимся в поддержке семьям ежемесячной денежной выплаты в размере определенного в субъекте Российской Федерации прожиточного минимума для детей, назначаемой в случае рождения после 31 декабря 2012 года третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, а также о введении «материнского капитала» за счет средств бюджетов Российской Федерации”.

В заседании Совета законодателей приняли участие высшие должностные лица субъектов Российской Федерации Северо-Запада России.

Вступительное слово Н.Винниченко:

“Уважаемые коллеги! Сегодня на заседание Совета законодателей мы выносим один из коренных вопросов, реализации государственной демографической политики — это вопрос материального стимулирования роста рождаемости, а именно, поддержки семей при рождении третьего и более ребенка и учреждение так называемого «регионального материнского капитала».

Не случайно эти проблемы мы решили обсудить вместе с руководителями органов законодательной и исполнительной власти регионов. 606-м Указом Президента России регионам предоставлены большие права при определении критериев отбора категорий нуждающихся, условий назначения пособий, установление сумм выплат. Федеральный центр определил только порядок предоставления субсидии из федерального бюджета на софинансирование расходных обязательств регионов. Остальное — полномочия и политическая ответственность регионов.

Сегодня в федеральном округе 33713 семей, имеющих трех и более детей. За прошедший год их число увеличилось на 3250 семей. В 2013 году прогнозируется рождение еще 12600 третьих и последующих детей. Из федерального бюджета планируется выплатить 324,9 миллиона рублей или 57,5% общего объема выплат, который составит 564,8 миллиона рублей. Однако мониторинг и контроль исполнения Указа Президента Российской Федерации показал, что органы власти регионов по-разному воспользовались предоставленными полномочиями.

Прежде всего, только, 10 регионов (за исключением НАО) приняли решение о назначении пособий по третьему ребенку. Не понятна позиция Ненецкого автономного округа о непринятии к исполнению Указа Президента. Санкт —Петербург, также не подпадает по федеральным критериям под программу федерального финансирования, однако сознавая важность решения демографической проблемы, по собственной инициативе предусмотрел в бюджете более 112 млн. рублей при полном отсутствии федерального софинансирования.

Не во всех регионах приняты специальные законы о выплате пособий. Так в Республике Карелия и Мурманской областях ограничились лишь принятием решений органов исполнительной власти. Полагаю, что этого недостаточно. Право граждан на получение материальной поддержки при рождении третьего ребенка, фактически предоставленное Указом Президента Российской Федерации, должно быть защищено региональными законами.

Следующая, на мой взгляд, важная проблема, это различные в разных регионах принципы определения категорий получателей пособий и применяемые в региональных законных ограничения, что фактически создает неравные условия для жителей различных регионов. Так в Архангельской, Ленинградской, Мурманской, Новгородской и Псковской областях право на выплату имеют семьи со среднедушевым доходом, не превышающим среднедушевой денежный доход населения на территории данного субъекта Российской Федерации (в среднем 18-20 тысяч рублей).

В тоже время в республиках Карелия и Коми, Вологодской области и Санкт-Петербурге право на поддержку получили семьи со среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума (в среднем около 6-7 тысяч рублей).

Соответственно во втором случае число получателей пособия значительно ниже и условия хуже. При этом ясно, что, например, Вологодская, Архангельская области, Республика Коми не имеют реальной границы и граждане фактически проживают на одной территории. (Между поселком Красавино Вологодской области и поселком Приводино Архангельской области расстояние всего около 15 км.) Существенно разнятся и размеры пособий. Например, в Мурманской области предусмотрен один из самых высоких в округе размеров пособия — 9375 рублей, а в Псковской один из самых низких – 5 921 рублей.

Учитывая бюджетную ситуацию такой подход можно было бы понять, но, повторяю, – это социальное обязательство и право, гарантированное Президентом всем гражданам России. Здесь должен работать принцип социальной справедливости, а не бюджетной экономии. Нет единой позиции у законодателей и органов исполнительной власти регионов и в отношении выплаты пособий приемным родителям третьего ребенка.

Только в Архангельской и Новгородской областях предусмотрена выплата пособий не только при рождении, но и при усыновлении ребенка. В остальных регионах права усыновителей на наш взгляд неоправданно ограничены. В регионах установлены различные сроки действия принятых законов. В Республике Коми, Калининградской области — три года, в Вологодской области — пять лет. В остальных регионах срок действия региональных законов не органичен.

Наличие перечисленных проблем значительно затрудняет работу по реализации Указа Президента Российской Федерации. Разнобой региональных условий исполнения Указа разрушает логику единого социального пространства, создает дискриминационные условия при реализации мер по поддержке материнства и детства для жителей целых регионов.

Таким образом, руководителям исполнительных и законодательных органов государственной власти регионов необходимо в самое ближайшее время провести работу по гармонизации принятых законов и подзаконных актов с целью выравнивания условий материальной поддержки рождаемости и восстановления социальной справедливости. При этом нам всем вместе необходимо сформулировать предложения в адрес федерального центра. Субсидии из федерального бюджета должны быть направлены не только на поддержку региональных бюджетов, но и работать на выравнивание размеров региональных пособий.

Кроме того, думаю, следует поддержать предложение Правительства Санкт-Петербурга о необходимости пересмотра критериев отбора субъектов Российской Федерации для софинансирования расходных обязательств по выплате пособий, предусмотрев показатель величины суммарного коэффициента рождаемости в субъекте Российской Федерации ниже среднего по Российской Федерации, при котором наблюдается естественная убыль населения, исключив критерий миграционной убыли. Данное предложение включено в проект решения нашего совещания.

Второе важнейшее мероприятие в области демографической политики, ход реализации которого мы должны сегодня обсудить — введение так называемого регионального «материнского капитала». Оно было предусмотрено в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 года. Сегодня все регионы округа приняли необходимые нормативные акты в обоснование этой меры поддержки.

По состоянию на 1 января 2013 года к выдаче сертификатов приступили все субъекты Российской Федерации. В целом по федеральному округу сертификат получили 12 092 семьи, из них воспользовалась средствами сертификата 2 861 семья. В основном средства регионального «материнского капитала» направляются на улучшение жилищных условий, в том числе погашение основного долга и процентов по ипотечным кредитам, образование детей, лечение детей и матери, приобретение семьей товаров длительного пользования (автотранспортного средства, мебели, бытовой техники).

Мониторинг исполнения субъектами Федерации показал, что все регионы приняли необходимые нормативные акты. Однако, как и в случае с ежемесячными денежными выплатами, в регионах сложились различные практики ее реализации. Наименьшая сумма регионального «материнского капитала» предусмотрена в Архангельской области — 50 тыс. рублей, наибольшая сумма в Ненецком автономном округе — 333,5 тыс. рублей и Республике Коми — 150 тыс. рублей. В Новгородской области размер регионального «материнского капитала» на детей, рожденных (усыновленных) после 1 января 2011 года, составляет 100 тысяч рублей. В 2012 году размер капитала увеличен до 200 тысяч рублей для семей при рождении в них третьего и последующих детей после 1 января 2012 года. В остальных регионах эта сумма составляет 100 тыс. рублей.

Индексация суммы «материнского капитала» предусмотрена нормативными правовыми актами только Мурманской области, Санкт-Петербурга, Ненецкого автономного округа. Однако «материнский капитал», учитывая ограниченную возможность его использования, по своей социально-экономической сущности является не пособием, а «капиталом социального развития» и поэтому региональные различия его размера объективно связаны с социально-экономическим положением регионов, что вполне допускает его значительную дифференциацию.

Проведенный анализ показал, что все регионы выполняют рекомендации Президента Российской Федерации. Однако, следует отметить, что в регионах отсутствует единый подход к правовому регулированию вопросов введения регионального «материнского капитала». Необходимо разработать и утвердить на федеральном уровне общие методические рекомендации по этому вопросу. Предлагаю этот вопрос вынести на обсуждение.

Общей проблемой, которая беспокоит население, является проблема налогообложения региональной части «материнского капитала». Налоговым кодексом России установлено, что средства материнского (семейного) капитала не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц. При этом какая-либо зависимость от уровня органа власти, установившего материнский (семейный) капитал, Налоговым кодексом не установлена. Однако согласно разъяснениям Минфина России получатели регионального «материнского капитала» обязаны уплатить подоходный налог. Фактически получается, что многодетная семья, например, с 50 тыс. рублей материнского капитала должна вернуть государству 6,5 тыс. рублей в виде налога.

Возникшая проблема очень актуальна и может быть решена только путем внесения изменений в Налоговый кодекс России. Соответствующее предложение в адрес Правительства Российской Федерации учтено в проекте решения нашего совещания.

Предлагаю начать нашу работу”.

Источник:
Аппарат полномочного представителя Президента РФ в СЗФО
www.szfo.ru/msg/4280/zasedanie_soweta_zakonodateley_pri_polnomochnom_preds.html



Яндекс.Метрика
ул. Кавалергардская, д. 7
191015, Санкт-Петербург, Россия
Тел.: 8 (812) 374-95-44
Факс.: 8 (812) 374-95-50
E-mail: mail@n-west.ru
© 2011 – 2017
Стратегическое партнерство
«Северо-Запад»