Стратегия социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа нуждается в актуализации, не смотря на то, что была принята совсем недавно. За последнее время произошли серьезные изменения на федеральном уровне. Появилась Стратегия развития Арктической зоны России до 2020 года. Готовится Государственная программа развития Арктической зоны и соответствующий федеральный закон. А поскольку многие из регионов Северо-Запада входят в Арктическую зону, в планах их развития обязательно нужно учитывать меры по поддержке северных территорий.

Об этом на заседании Координационного совета по приграничному и межрегиональному сотрудничеству при полномочном представителе Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе заявил заместитель министра регионального развития Сергей Вахруков. Координационный совет прошел 21 марта. Организатором его выступило «Стратегическое партнерство по экономическому и социальному развитию Северо-Западного федерального округа». Вел заседание заместитель полномочного представителя Президента РФ в СЗФО Сергей Зимин.

– Последнее время все регионы стремятся добиться того, чтобы граница Арктической зоны была смещена как можно дальше на юг, что даст возможность территориям попасть под действие федеральных льгот и мер поддержки, – отметил Сергей Зимин. – Но правильно ли это? Не приведет ли такая политика к тому, что появится масса компаний, получающих господдержку только потому, что они расположены в границах «Арктики», хотя и не работают на ее развитие?

И предложил в качестве механизма поддержки систему кластерных соглашений, по которым льготы предоставляются только тем, кто участвует в решении конкретных, полезных для развития Арктики, задач, и только на те объемы продукции, которые используются для решения этих задач. По словам заместителя полномочного представителя, модельные документы по данному механизму, будут в течение 2013 года разработаны «Стратегическим партнерством «Северо-Запад».

Участники совещания обсудили ситуацию, сложившуюся в настоящее время с освоением Арктики.

– Развитие арктической зоны может быть только следствием реализации на данной территории инвестиционных проектов, – подчеркнул основной докладчик, председатель экспертной группы по вопросам освоения минеральных ресурсов и развития транспортной системы в Арктике Михаил Григорьев. – Причем, проекты эти должны носить комплексный характер, затрагивая вопросы добычи полезных ископаемых, их переработки и транспортировки, а также кадрового обеспечения. И реализовываться они могут только на основе государственно-частного партнерства.

Докладчик отметил ряд проблем, с которыми приходится сталкиваться сегодня. К примеру, по его словам, Россия не имеет фактически собственных производственных мощностей для проведения бурения в арктических широтах. Для ряда северных портов (Архангельск, Онега, Нарьян-Мар) установлены очень высокие портовые сборы. Наконец (и это, пожалуй, самое важное), до сих пор нет четкой информации относительно того, как, когда и в каких объемах будут реализовываться планы добычи углеводородов на шельфе Баренцева и Карского морей. Причем, если Газпром хотя бы такие планы озвучивал (хотя, в итоге их реализация и была отложена), то от Роснефти информации вообще нет. А ведь не имея представления о том, когда и в каком объеме будут перевозиться грузы, невозможно строить транспортную инфраструктуру. Невозможно и планировать развитие инфраструктуры социальной. Потому что главный стержень развития Арктики – это все же освоение шельфа. Без этого и о восстановлении Северного морского пути (СМП) говорить не приходится.

Были также рассмотрены проблемы развития грузовых транспортных перевозок по трассе СМП и создания флота для ледового плавания и разработки шельфовых месторождений. Во всем этом, как выяснилось, у России есть хороший опыт и неплохие заделы для развития. Но, опять же: пока не будет ясности с шельфовыми проектами, трудно ожидать, что потенциальные возможности превратятся в реальную продукцию и услуги.

– В Стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года имеется довольно большой блок вопросов и задач, которые, как теперь стало ясно, самым непосредственным образом увязаны с задачами и мероприятиями Стратегии развития Арктической зоны. Их необходимо скоординировать, увязать интересы регионов, крупных компаний и федерального центра, – сказал президент Санкт-Петербургского филиала Высшей школы экономики Александр Ходачек, – Это может стать одной из задач «Стратегического партнерства «Северо-Запад».

Еще одной проблемой, которой уделили внимание участники совещания, стала проблема моногородов. По словам директора Института проблем региональной экономики РАН Сергея Кузнецова, моногорода Северо-Запада можно четко поделить на две группы. Градообразующие предприятия в одних заняты добычей полезных ископаемых, идущих на экспорт. В других же они ориентированы на внутренний рынок. Естественно, что и программы развития для них должны быть различными. Для первой группы (а таких городов, вошедших в государственную программу, на Северо-Западе пять) речь должна идти, скорее, о модернизации существующих производств, чтобы они стали конкурентоспособными на мировом рынке. А вот для второй (к ней относятся шесть населенных пунктов) – о диверсификации их экономики. В свою очередь, Сергей Зимин предложил рассмотреть возможность использования таких городов в качестве баз для организации на их территории зон снабжения или, к примеру, отдыха для крупных арктических инвестиционных проектов.

В выступлениях представителей регионов больше всего внимания было уделено транспортным проектам: развитию Мурманского и Архангельского порта, порта Андерма, Архангельского аэропорта, Белкомура. Именно в обеспечении транспортной инфраструктуры для новых арктических проектов видят свою основную задачу региональные администрации. И опять прозвучало: местные власти хотели бы быть в курсе планов крупных нефтегазовых холдингов, но у них нет информации.

Что же касается моногородов, то и.о. министра экономики Мурманской области Дмитрий Соснин подчеркнул, что в условиях Арктики, где ведение любого бизнеса – дело очень затратное, именно монопроизводства в основном и обеспечивают возможность существования населенных пунктов. Попытки диверсифицировать экономику ничего не дают, нет желающих заниматься другим бизнесом. И меры господдержки пока не очень работают. Так, за три года существования Особой экономической зоны в Мурманском порту туда не пришел ни один резидент. Поскольку, компании не понимают, что им это дает. Ведь все льготы они получают только в случае, если ввезут на территорию ОЭЗ что-то, переработают там и сразу же вывезут за границу. На товары, отправляемые на внутренний рынок, льготы не распространяются.

– Разговор состоялся очень полезный, – резюмировал совещание Сергей Вахруков. – Мы описали проблему. Теперь важно интегрировать все предложения по ее решению. Сейчас можно еще постараться внести изменения в проект Государственной программы по развитию Арктического региона и Федерального закона об Арктике. Я готов принимать ваши предложения и передавать их на рассмотрение рабочей группы министерства. Также готов способствовать тому, чтобы ваши предложения рассматривались в рамках программы по приграничному сотрудничеству. Вам же на месте необходимо актуализировать Стратегию социально-экономического развития СЗФО. Хочу отметить, что те схемы территориального планирования, которые субъекты Федерации (это касается не только Северо-Запада) представили в Минрегион, – это не документы, по которым можно работать. Предлагаю на территории СЗФО сделать так, чтобы они стали реальными инструментами развития. Пора начинать вносить в такие схемы элементы планировки размещения производительных сил.

По результатам проведения координационного совета решено создать в рамках работы Экспертного совета «Стратегического партнерства «Северо-Запад» рабочую группу по вопросам развития Арктики и провести ряд заседаний по выработке предложений для решения более конкретных проблем.

 



Яндекс.Метрика
ул. Кавалергардская, д. 7
191015, Санкт-Петербург, Россия
Тел.: 8 (812) 374-95-44
Факс.: 8 (812) 374-95-50
E-mail: mail@n-west.ru
© 2011 – 2017
Стратегическое партнерство
«Северо-Запад»