Финские горнопромышленники готовы рассматривать вопрос о переработке своей руды на российских предприятиях для последующего экспорта товара за границу. Но для этого необходимо построить железную дорогу, которая связывала бы Восточную Лапландию с Мурманской областью

Первое заседание рабочей группы Экспертного совета Стратегического партнерства «Северо-Запад» по проекту строительства железной дороги Кандалакша-Салла прошло 22 мая 2013 года. В нем приняли участие представители Мурманской области, Кандалакшинского района, МО Алакуртти, Союза муниципалитетов Восточной Лапландии, Октябрьской железной дороги, научных и экспертных организаций.

По словам начальника по развитию Союза муниципалитетов Восточной Лапландии Хейкки Оннела, проект строительства 70-километрового участка стальной магистрали между финским населенным пунктом Келлосельки и российским Алакуртти получил мощный толчок после того, как в 2011 году был проведен крупный транспортный форум с участием представителей Восточной Лапландии и Мурманской области. Транспортное агентство Финляндии заказало специальное исследование, посвященное, в том числе, и анализу различных маршрутов железнодорожной связи Лапландии с портами Балтики и Северного Ледовитого океана. Выяснилось, что дешевле всего возить финскую руду и прочие полезные ископаемые с севера страны через российские порты Кольского полуострова.

- Мы встречались с министром транспорта Финляндии, – отметил господин Оннела, – и он сказал, что одобряет идею построить железную дорогу Салла-Кандалакша. Но отметил, что эта инициатива не встречает ответной поддержки с российской стороны.

Однако представлявший правительство Мурманской области на встрече советник губернатора, руководитель представительства Мурманской области в Санкт-Петербурге Владимир Лосев заявил, что областные власти совершенно не против строительства данной магистрали. Скорее даже «за». Просто, бюджет Мурманской области в настоящее время не позволяет финансировать строительство железной дороги. Вот, если бы удалось убедить федеральные власти выделить средства… Или если железная дорога возьмется реализовывать проект… Но для этого нужно показать, что для перевозок на этом участке есть достаточно грузов.

Это подтвердил заместитель начальника Октябрьской железной дороги Павел Бурцев. Если есть доказанная база для грузооборота, железнодорожники средства найдут. Но нужно помнить, что подобные проекты могут реализовываться только на основе государственно-частного партнерства. Поскольку, железнодорожный погранпереход может построить только Росграница. Кроме того, Павел Бурцев предложил финским участникам встречи обратить внимание на соглашение 1996 года о сотрудничестве в сфере железнодорожных перевозок между Россией и Финляндией. В нем акцент был сделан на развитие железнодорожного сообщения между южными районами Суоми и той же Ленинградской областью. Однако можно было бы в рамках этого соглашения сформировать рабочую группу по вопросу строительства ветки Кандалакша-Салла. И тогда этот вопрос уже будет решаться на государственном уровне.

И тут претворился в жизнь тезис, высказанный генеральным директором ОАО «Регион-Экспо» Юрием Самохиным: «Нам нужно не стараться снять все противоречия, что заведомо невозможно, а искать пересечения интересов». Координатор проекта Salla Gate Эркки Ойкаринен задал вопрос: «А почему мы говорим только о транзите грузов? Может быть, лучше изучить вопрос переработки финской руды на российских предприятиях?». И искомый общий интерес был обретен. Идея эта очень заинтересовала Владимира Лосева. Поддержал ее и начальник отдела природных ресурсов исполнительной дирекции Стратегического партнерства «Северо-Запад» Сергей Паничкин. Он сразу же предложил наладить сотрудничество рабочей группы по проекту Кандалакша-Салла с рабочими группами Экспертного совета Стратегического партнерства по горнопромышленному комплексу и по развитию Арктики.

В результате рабочая группа приняла решение о необходимости проведения исследования перспектив и последствий для российской стороны реализации данного проекта. Начата работа по формированию технического задания на такое исследование на основе предложений членов группы. Председателем рабочей группы избран Юрий Самохин. Определен и координатор с финской стороны – Эркки Ойкаринен. Поступило предложение расширить группу за счет включения в нее представителей Росграницы и рабочей группы по транспортным системам провинции Лапландия. Следующая встреча, на которой предстоит обсудить проект ТЗ, состоится через месяц.

Источник:
собственная информация


Яндекс.Метрика
ул. Кавалергардская, д. 7
191015, Санкт-Петербург, Россия
Тел.: 8 (812) 374-95-44
Факс.: 8 (812) 374-95-50
E-mail: mail@n-west.ru
© 2011 – 2017
Стратегическое партнерство
«Северо-Запад»