Заседание Комитета, посвященное перспективам освоения углеводородного сырья в субъектах Северо-Запада

 

04.12.2008

ПРИСУТСТВОВАЛИ

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВОВАЛИ:

  • Председатель Комитета, заместитель Главы Администрации - начальник Управления природных ресурсов и экологии Ненецкого атомного округа Чимбулатов Феликс Маратович
  • Вице – президент, Председатель Исполнительного Комитета Ассоциации «Северо – Запад» Хазова Елена Васильевна

Рассмотренные вопросы:

Первый вопрос. «О Председателе Комитета по природным ресурсам и экологии Ассоциации «Северо – Запад».

ВЫСТУПИЛА: Хазова Е.В.

Комитет РЕШИЛ:

1. Избрать Председателем Комитета по природным ресурсам и экологии Ассоциации «Северо – Запад» Чимбулатова Ф.М. – заместителя Главы Администрации НАО – начальника Управления природных ресурсов и экологии Ненецкого автономного округа.

Второй вопрос . «О перспективах освоения углеводородного сырья в субъектах Северо – Запада Российской Федерации»

ВЫСТУПИЛИ: Прищепа О.М., Григорьев М.Н., Чимбулатов Ф.М., Ларичкин Ф.Д., Тарбаев М.Б., Шилов А.В., Чижков Ю.В.

Комитет по природным ресурсам и экологии отмечает:

Северо-Западный регион, обладает весьма значимой сырьевой базой нефти и газа. Он расположен непосредственно на пути транзита в Западную Европу и относится к районам интенсивного наращивания добычи. На правительственном уровне СЗ регион определен как один из первоочередных регионов развития ТЭКа. Сегодня он является самым малоосвоенным в Ев¬ропейской части России, несмотря на относительно небольшую уда¬ленность как от основных потребителей внутри региона, так и от воз¬можных потребителей за его пределами (в т. ч. рынки Европы и США).
На суше СЗ региона выявлены скопления УВ в пределах Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции (ТПП), административно – в пределах Ненецкого автономного округа и Республики Коми, и в Балтийской нефтеносной области (Калининградская область), а также оценены прогнозные ресурсы нефти и газа в Архангельской области. В пределах акваторий, прилегающих к территориям Ненецкого АО (Баренцево и Печорское моря), Калининградской области (Балтийское море) и Архангельской области (Белое море), выявлены и оценены запасы и ресурсы УВ, основной объем которых сосредоточен на шельфе Баренцева (Печорского) моря, относящихся в южной части к Тимано-Печорской НГП, а в северной – к Баренцево-Карской нефтегазоносной провинции (БКНГП).
По текущим запасам нефти СЗФО занимает 3-е место в России после Приволжского и Уральского Федеральных округов. В пределах северо-западного региона выявлено около 9% месторождений нефти России. По оценке начальных суммарных ресурсов СЗФО занимает 5-е место в России, по НСР газа – 8-е место, а с учетом запасов и ресурсов прилегающих акваторий – 2-е место.
Подавляющая часть извлекаемых ресурсов СЗФО (8,2 млрд.т у.т., или 94%) сосредоточена в пределах двух субъектов федерации – Ненецком АО (4 млрд.т у.т.) и Республике Коми (4,2 млрд.т у.т).
Ресурсы углеводородов акваторий оценены в 29,7 млрд.т у.т., в том числе нефти – 2,9 млрд.т, свободного газа – 25,8 трлн.м3 (без Балтийского и Белого морей).
Общее число выявленных месторождений – 274, в т.ч. на суше – 259, на акваториях – 13. В ТПП по состоянию на 01.01.2008 г. было выявлено 226 промышленных месторождений УВ-сырья (в том числе 201 нефтяных и смешанных). Накопленная добыча УВ на 01.01.2008 г. по этим месторождениям составила 1090 млн.т у.т, из них нефти – 566 млн.т, свободного газа – 424 млрд.м3, растворенного газа – 51 млрд.м3, конденсата – 49 млн.т.
Добыча нефти на акватории ведется сегодня только в Балтийском море.
В завершающей стадии разработки находятся два стратегических документа, определяющих развитие ТЭКа СЗФО и прилегающих акваторий на долгосрочную перспективу: “Программа комплексного освоения ресурсов СЗ региона на период до 2020г.”, и “Энергетическая стратегия России на период да 2030г.”, разрабатываемые по поручению Правительства Минэнерго РФ с участием других ведомств.
В соответствие с оценкой ВНИГРИ уровней добычи нефти, принятыми в качестве базовой в актуализированной «Энергетической стратегии до 2030 г.» ее уровень в Тимано-Печорской провинции на месторождениях выявленных и подготовленных к освоению уже в ближайшие годы может быть доведен до 36-40 млн.т. в год. А с учетом новых открытий и своевременного вовлечения их в освоение уровень добычи нефти оценивается в 40 млн.т в консервативном варианте (период отборов более 30 млн.т. пятнадцать лет) и в 44 млн.т. – в оптимальном (период отборов более 30 млн.т. более 20 лет). При рациональном подходе (исключение интенсивных отборов) период стабильных максимальных отборов нефти в регионе может продлиться и до 2030г.
При условии своевременного подготовки запасов к освоению за счет соответствующих ГРР стабильный уровень добычи нефти более 30 млн.т/год на суше Тимано-Печорской провинции может быть обеспечен практически до 2030 года, а к 2050 г. – может составить около 15 млн.т./год. В случае не восполнения добычи нефти новыми приростами запасов в ТПП пик ее (на уровне 40-43 млн.т. в год) планируется достичь в период 2013-2018 гг., после чего начнется существенное сокращение отборов и уже к 2030 г. они не превысят 15 млн.т. в год.
При отсутствии новых подготовленных к освоению запасов обвальное падение добычи (как по консервативному, так и оптимальному вариантам) по месторождениям ТПП прогнозируется в 2023-2031 годах, когда они снизятся с 22 млн.т. в начале периода до 12 млн.т. в конце его.
Разрабатываемыми стратегическими документами определено, что поддержание и рост объемов добычи нефти и газа возможны лишь при форсированной подго¬товке новых запасов, что потребуют интенсивного проведения геолого¬разведочных работ и соответствующих затрат. Изученность региона и его ресурсная база позволяет рассчитывать, на то, что при соответствующих объемах геологоразведочных работ, как в Ненецком АО, так и на территории Республики Коми может быть достигнуто простое воспроизводство запасов нефти и газа.
Проведение геологоразведочных работ только в пределах участков распределенного фонде недр не позволит поддерживать добычу в Республике Коми уже в ближайшие годы (после 2010 г.). Резерв промышленных запасов категории С2 на территории НАО более существенен, но он не позволяет надеяться на ее поддержание добычи на максимальных уровнях после 2025 г.
Освоение нераспределенного фонда недр должно быть направлено на обеспечение и развитие добычи УВС в регионе как за счет уже разведанных запасов, так и за счет подготовки новых запасов геологоразведочными работами на нефть и газ.
Бюджетное финансирование геологоразведочных работ в последние годы существенно наращивается. За бюджетные средства выполняется значительный объем работ по обобщению геолого-геофизической информации, оценке перспектив и разработке предложений по наращиванию региональных геологоразведочных работ на новых и еще не вовлеченных в лицензирование направлениях. Достаточно динамично проводится лицензирование участков недр в НАО и РК.
При этом наблюдается существенное замедление темпов подготовки новых запасов нефти и газа в регионе.
Для выявления новых месторождений нефти и газа на участках нераспределенного фонда недр и поддержания уровней добычи, обеспечивающих потребности региона и загрузку транспортных мощностей после 2020 г., необходимо своевременное и последовательное вовлечение новых участков в лицензирование.
Минприроды РФ России в 2008г. уточнило (актуализировало) и представило в Правительство “Долгосрочную про¬грамму воспроизводства запасов …., реализация которой должна привлечь инвестиции в недропользование, добычу и переработку нефти и газа, развитие инфраструктуры, обеспечить прогнозируемые уровни добычи нефти и газа и необходимые для стабильной добычи приросты запа¬сов и объемы геологоразведочных работ. На основе Долгосрочной программы воспроизводства запасов должна быть построена программа лицензи¬рования недр, обеспечивающая достижение предусмотренных показателей. Наряду с выдачей лицензий на геологическое изучение недр должны проводиться и региональные геологоразведочные работы, обеспечивающие подготовку новых направлений к лицензированию.
Одной из важнейших задач решаемых на уровне государственных органов управления недропользованием является оценка промышленной значимости ресурсного потенциала и его геолого-экономическая оценка. В качестве базы такой оценки могут рассматриваться принципы заложенные в новой ”Классификации запасов и ресурсов нефти и газа”, принятой Минприроды и апробируемой в системе предприятий Роснедра на месторождениях нераспределенного фонда недр.
Ресурсная база развивающихся районов, учитывая технические и экономические условия ее освоения, должна быть оценена и с геолого-экономической точки зрения, чтобы иметь объективное представление о ее промышленной значимости в современных экономических условиях.
Дальнейшее лицензирование перспективных участков должно стать целенаправленным, стимулирующим воспроизводство промышленных запасов и минерально-сырьевой базы УВ сырья на территории СЗФО. Обязательным для решения является вопрос разработки и выполнения условий лицензионных соглашений, предусматривающих интенсивное проведение ГРР и подготовку новых запасов нефти и газа.
Как показала практика лицензирования последних пяти лет региональные программы лицензирования, составляющиеся на текущий год не решают проблему системного подхода к вовлечению к лицензированию периферийных и малоизученных районов, а скорее отвечают конъюнктурным запросам компаний. На лицензионных участках, расположенных за пределами предварительно оцененных перспективных территорий ГРР как правило не проводятся и прирост запасов не получен, что говорит о необходимости выполнения работ за счет государства (бюджета) как на стадии регионального изучения, так и стадии оценки зон нефтегазонакопления.

Комитет решил:

1. Просить Правительство РФ выйти с законодательной инициативой в ГД РФ об уточнении Закона “О недрах” и “Положения о лицензировании” в части:
1.1. предоставления прав пользования на участки недр перспективные на нефть и газ
1.2. изменения порядка предоставления участков недр для геологического изучения за счет средств недропользователей (в случае подачи заявок на участки недр от двух и более заявителей) со следующей формулировкой:
«предоставлять право пользования недрами участнику представившему программу геологического изучения, направленную на получение наибольшего прироста запасов нефти и газа и опоискование большего количества перспективных объектов на участке и считать эту программу неотъемлемой существенной частью лицензионного соглашения»;
1.3.лицензирования участков недр на акватории и в малоизученных регионах: предоставлять участки недр для геологического изучения и последующего освоения компаниям, предусматривающим проведение геологоразведочных работ в больших объемах за собственные средства непосредственно по заявкам недропользователей;
1.4. определения размера разового стартового платежа за участок недр и разработке инструкции, основанной на использовании геолого-экономических критериев и подходов.
1.5. завершения разграничения полномочий в сфере регулирования отношений недропользования в отношении участков недр, распоряжение которыми отнесено к компетенции субъектов РФ, необходимо конкретизировать и дополнить полномочия органов государственной власти субъектов РФ в сфере регулирования отношений недропользования, для чего необходимо внести следующие изменения в Закон РФ от 21.02.1992 г. № 2395 – 1 «О недрах»:
1.5.1. в пункте 9 статьи 4 в отношении установления порядка пользования следует уточнить формулировку о целях пользования недрами. Предложенную действующим законом формулировку «в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых» заменить на «в целях геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых»;
1.5.2. в пункте 4 статьи 10.1 абзац «в целях геологического изучения участков недр, за исключением участков недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации» дополнить словами «а также участков недр, содержащих общераспространенные полезные ископаемые»;
1.5.3. в пункте 7 статьи 10.1 из формулировки «участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых слово «месторождения» исключить.
1.5.4. изменения статьи 5 Закона следует исключить пункт 3, устанавливающий, что к полномочиям органов местного самоуправления относится предоставление в соответствии с установленным порядком разрешений на разработку месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также на строительство подземных сооружений местного значения.
2. Просить Минприроды РФ внести изменения в новую «Классификацию запасов нефти, газа и конденсата…» и «Методические рекомендации по ее применению», устранив неточности и неоднозначности формулировок и доработав ее «Методическими рекомендациями по оценке Коэффициента извлечения нефти», а также уточнить срок и процедуру ее введения и постановки запасов на Государственный баланс.
3. Просить Федеральное Агентство по недропользованию «Роснедра»:
3.1. поставить в план геологоразведочных работ и финансировать исследования. Направленные на оценку потенциала нефтегазоносности впадин Предуральского прогиба и других малоизученных территорий и акваторий СЗФО. Составить программу региональных исследований , предусматривающую бурение параметрических скважин в новых зонах нефтегазонакопления Тимано – Печорской провинции.
3.2. поставить в план исследований и ГРР работы по анализу ресурсной базы углеводородов СЗФО и прилегающих акваторий, учитывая технические и экономические условия ее освоения, с целью получения объективного представления о ее промышленной значимости в современных экономических условиях.
4. Обратиться к полномочному Представителю Президента РФ и главам субъектов СЗФО с предложением одобрить методические подходы и технологические решения создания цифровой модели нефтетранспортной системы Северо – Запада России и рекомендовать ее дальнейшее развитие за счет интеграции раздела переработки и транспортировки нефтепродуктов.
5. Предложить Исполкому Ассоциации «Северо – Запад»:
5.1. как заказчику разработки «Программы развития транспортного комплекса Северо – Западного федерального округа», дополнить ее разделом «Нефтетранспортная система», интегрирующей трубопроводный, железнодорожный и морской транспорт с целью обеспечения интермодальных перевозок грузов.
5.2. разработать «Концепцию повышения роли нефте – газодобычи на территории Северо – Запада России в обеспечении энергетической и экономической безопасности региона и страны», включающей оптимизацию освоения ресурсной базы и развития нефте – газотранспортной системы региона, размещения нефтеперерабатывающих производств и создания припортовых терминальных комплексов, исходя из баланса интереса региона, недропользователей, перерабатывающих, транспортных, сбытовых и стивидорных компаний.
6. Представить проект Концепции на заседание Совета по координации развития топливно – энергетического комплекса при полномочном представителе Президента России в Северо – Западном федеральном округе в июне 2009 года (отв. Чимбулатов Ф.М., Григорьев М.Н.).

Третий вопрос. «О перспективах развития проектов, связанных с использованием торфа для генерации тепловой и электрической энергии в СЗФО»

ВЫСТУПИЛИ: Кузьмин Г.Ф., Михайлов А.В., Боровков В.М., Григорьев М.Н., Ершов В.В., Кумзеров В.М., Славных В.О., Тарбаев М.Б., Чимбулатов Ф.М., Смирнов А.С.

Комитет решил:

1. Рекомендовать субъектам Северо-Запада Российской Федерации использовать опыт Костромской, Нижегородской и Кировской областей по разработке Программ по развитию торфяной промышленности на основе частно-государственного партнерства.
Поручить ВНИИ ТП обобщить опыт указанных областей, подготовить материалы до 10.03.2009 г. и доложить на следующем заседании Комитета.
2. Просить Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации ускорить рассмотрение проекта федерального закона «Об использовании и охране болот при добыче торфа и внесении изменений в отдельные законодательные Акты РФ», внесенного депутатом Ю.А.Липатовым.
3. Определить на региональном законодательном уровне необходимость перспективных топливных балансов субъектов с учетом местных ресурсов сроком на 15-20 лет;
4. Просить Правительство Российской Федерации рассмотреть следующие вопросы, связанные с практической реализацией решений Киотского протокола в части дотирования предприятий, использующих возобновляемое топливо:
4.1. по обеспечению упрощенного выхода на рынок электроэнергии объектов малой генерации;
4.2. по возможности освобождения предприятий, вырабатывающих энергию за счет использования возобновляемых ресурсов, от уплаты НДС, налогов на имущество и прибыль;
4.3. финансирования модернизации производственных мощностей и освоения серийного производства новых видов оборудования на российских предприятиях, производящих добычное, котельное и вспомогательное оборудование;
4.4. по льготному лицензированию предприятий по добыче местных видов топлива.
5. Просить Полномочного Представителя Президента в СЗФО одобрить инициативу Комитета по промышленности и энергетике и Комитета по природным ресурсам и экологии по разработке Концепции развития торфяной промышленности в Северо-Западном Федеральном округе.
6. Предложить субъектам Северо-Запада Российской Федерации рассмотреть накопленный в Санкт-Петербургском государственном политехническом университете (СПб ГПУ) опыт:
6.1. по созданию мини-ТЭЦ и малых энергоустановок для сельской местности удаленных районов на основе применения газогенераторных технологий для получения мощности до 5 МВт с использованием газодизелей и торфа как биомассы;
6.2. по реконструкции котлов, сжигающих торф, на основе VIR-технологии, существенно повышающей КПД и эффективность использования торфа для действующих электростанций.
7. В случае заинтересованности субъектов СЗФО пп.2.3.1., 2.3.2 Исполкому Ассоциации «Северо-Запад», СПб ГПУ обеспечить их необходимыми материалами.
8. Утвердить Председателем постоянно-действующей комиссии (ПДК) по развитию торфяной промышленности Михайлова А.В., заместителя генерального директора ВНИИ торфяной промышленности.
9. Поручить Председателю ПДК Михайлову А.В.:
9.1. сформировать до 01 февраля 2009 года персональный состав постоянно-действующей Комиссии.
9.2. в срок до 01 февраля 2009 года составить план работы комиссии на 2009 год.
9.3. определить субъект Северо-Запада Российской Федерации, где предполагается апробация пилотного проекта по развитию торфяной промышленности.
9.4. Подготовить необходимые материалы к выездному заседанию Комитета в определенном субъекте СЗФО с целью повторного рассмотрения вопроса по использованию торфяных ресурсов.
Срок: март-апрель 2009 года.

Четвертый вопрос. «О концепции развития минерально – сырьевой базы СЗФО РФ»

ВЫСТУПИЛИ: Тарбаев М.Б., Григорьев М.Н., Чимбулатов Ф.М., Ершов В.В.

Комитет решил:

1. Утвердить:
состав рабочей группы по разработке концепции развития минерально – сырьевой базы в СЗФО;
заместителя Министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми Тарбаева М.Б.. руководителем рабочей группы;
план работы рабочей группы по разработке концепции развития минерально – сырьевой базы в СЗФО.

2. Рассмотреть ход разработки концепции по сроку предусмотренному планом работы Комитета по природным ресурсам и экологии ассоциации «Северо – Запад».

Пятый вопрос. «Об изменениях в составе Комитета по природным ресурсам и экологии»

ВЫСТУПИЛИ: Чимбулатов Ф.М., Васильев Б.Н.

Комитет решил:

1. В связи с созданием Комитета по лесному комплексу Ассоциации «Северо – Запад» вывести из состава Комитета по природным ресурсам и экологии заместителя Губернатора, начальника департамента лесного комплекса Вологодской области Грачева В.В. и заместителя начальника департамента по лесному комплексу Вологодской области Трунова Е.С.

2. Вывести из состава Комитета по природным ресурсам и экологии члена Комитета Кончица А.В. в связи с переходом его на другую работу.

3. Утвердить заместителем Председателя Комитета, заместителя Министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми Тарбаева М.Б.

Шестой вопрос. «О плане работы Комитета по природным ресурсам и экологии на 2009 год».

ВЫСТУПИЛИ: Чимбулатов Ф.М., Васильев Б.Н.

Комитет РЕШИЛ:

1. Утвердить план работы Комитета по природным ресурсам и экологии Ассоциации «Северо-Запад» на 2009 год .

Яндекс.Метрика
ул. Кавалергардская, д. 7
191015, Санкт-Петербург, Россия
Тел.: 8 (812) 374-95-44
Факс.: 8 (812) 374-95-50
E-mail: mail@n-west.ru
© 2011 – 2017
Стратегическое партнерство
«Северо-Запад»