Заседание Комитета, посвященное проблемам обеспечения населения Северо-Запада РФ водой питьевого качества


08 июня 2009 состоялось очередное заседание комитета, которое было проведено в формате заочного голосования.

Рассматривались вопросы:
1. О проблемах обеспечения населения Северо-Запада РФ водой питьевого качества. Пути решения.
2. О реализации полномочий органов государственной власти субъектов Северо-Западного ФО в сфере окружающей среды и использования природных ресурсов.
3. О состоянии использования особо охраняемых территорий Северо-Запада.

1. О проблемах обеспечения населения Северо-Запада РФ водой питьевого качества. Пути решения.

Рассмотрев пояснительную записку, сформированную на основании информации и предложений субъектов СЗФО об обеспечении населения питьевой водой и делая вывод о неблагоприятной обстановке, сложившейся за последние годы в этой сфере,

Комитет РЕШИЛ:

1. Рекомендовать территориальным органам федеральных органов исполнительной власти в сфере надзора и контроля за состоянием окружающей среды, природопользованием и в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека заключить соглашения с соответствующими профильными комитетами исполнительной власти субъектов федерации.
В обязательствах сторон предусмотреть организацию постоянного взаимодействия по обмену необходимой информацией.
2. Просить Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации:
2.1. Внести изменения и дополнения в статьи 46, 50, 51,56, 57 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части распределения средств, поступающих от водного налога, платы за пользование водными объектами и от суммы денежных взысканий (штрафов) за нарушение водного законодательства, по нормативам 40% – в федеральный бюджет и 60% – в бюджеты субъектов Российской Федерации.
2.2. В связи с тем, что распределение средств от водного налога является принципиальным для субъектов РФ установить, что поступающие средства носят целевой характер и направляются на выполнение природоохранных мероприятий, в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года №632 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия».
2.3. Ускорить работу по утверждению концепции федеральной целевой программы «Чистая вода», технического задания на ее разработку и обеспечить механизм реализации ФЦП.
2.4. Внести изменения в ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период»: 60% платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, и предоставление которых в пользование осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ, зачислять в доходную часть бюджета субъекта РФ.
2.5. Внести изменения в Кодекс РФ об административных нарушениях в части:
2.5.1 Внести изменения в ст.ст. 7.6 и 8.15 включив в санкции дополнительный вид наказания «административное приостановление деятельности».
2.5.2. Увеличить размеры административных штрафов за нарушения, предусмотренные ст. 7.6, ст. 8.12, 4.1,4 ст.8.13, ст. 19.7
2.6. Изложить ст.8.41 в следующей редакции: «Невнесение или неполное внесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду».
2.7. Внести изменения в Бюджетный кодекс РФ, которые законодательно закрепили бы порядок направления средств от сумм административных штрафов за правонарушения в сфере охраны окружающей среды и природопользования в бюджеты тех муниципальных образований, которые подверглись негативному антропогенному воздействию и где данные правонарушения были выявлены.
3. Просить Правительство Российской Федерации:
3.1. Министерству природных ресурсов и экологи Российской Федерации:
3.1.1. Рассмотреть вопрос разработки единого разрешительного документа, определяющего право пользования водным объектом и требования к качеству стоков, в соответствии с которым будет осуществляться плата за негативное воздействие на внешнюю среду.
3.1.2. Ускорить работу по утверждению образцов специальных информационных знаков для обозначения границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос.
3.2. Федеральному агентству водных ресурсов:
3.2.1. Ускорить работу по разработке нормативов допустимого воздействия на водные объекты и целевых показателей качества вод.
4. Считать целесообразным разработку концепции по улучшению качества питьевого водоснабжения в целом по Северо-Западу региону Российской Федерации.
5. Просить полномочного представителя президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе Клебанова И.И. поддержать предложение Комитета по разработке Концепции по улучшению качества питьевого водоснабжения населения СЗФО.

Пояснительная записка
О состоянии и качестве ресурсов питьевой воды в СЗФО

2. О реализации полномочий органов государственной власти субъектов Северо-Западного ФО в сфере окружающей среды и использования природных ресурсов.

При рассмотрении указанного вопроса, Комитет отмечает, что одним из полномочий органов государственной власти субъектов РФ в области охраны окружающей среды является контроль в установленном федеральным законодательством порядке платы за негативное воздействие на окружающую среду по объектам хозяйственной и иной деятельности, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.
Однако в настоящее время федеральным законодательством этот порядок практически не установлен, что препятствует реализации данного полномочия субъектом.
Контроль сводится к проверке факта уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, в то время как у субъекта РФ нет возможности проверить правильность расчета платы, а у федерального органа исполнительной власти нет возможности охватить всех потенциальных плательщиков платы за негативное воздействие на окружающую среду и поставить их на учет, что дает возможность многим предприятиям и организациям или уклоняться от оплаты за негативное воздействие на окружающую среду или платить заниженные платежи.
До сих пор федеральным законодательством не урегулирован вопрос по осуществлению субъектов РФ полномочий, связанных с установление лимитов на размещение отходов.
В п.2 ст.18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ определено, что лимиты на размещение отходов устанавливают уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта РФ в области обращения с отходами в пределах своей компетенции. Однако этим Федеральным законом компетенция по установлению лимитов между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации не разграничена.
В то же время пункт 16 Правил разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2000 г. № 461 гласит, что лимиты на размещение отходов устанавливаются в соответствии с нормативами предельно допустимых, вредных воздействий на окружающую среду территориальными органами уполномоченного органа, которые выдают документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Фактически федеральным законодательством предполагается наделение органов государственной власти субъектов РФ полномочиями в части нормирования в области охраны окружающей среды, в том числе по утверждению лимитов на размещение отходов не реализовано.
Одним из вопросов разработки и реализации мер, направленных на обеспечение охраны, оздоровления и улучшения качества окружающей среды в Псковской области является создание единого регионального фонда данных о состоянии окружающей среды на основании данных комплексной системы наблюдения за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов. Формирование единого регионального фонда данных позволило бы органам государственной власти субъектов РФ оценить реальное состояние окружающей среды с учетом географических, социальных и иных факторов в любой точке региона и способствовало бы комплексному решению задач в области охраны окружающей среды с учетом данных Фонда.
Данная формулировка не соответствует положениям статей 1 и 63 Федерального закона «Об охране окружающей среды», согласно которым государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды) осуществляется органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с их компетенцией (статья 1) и в соответствии с законодательством РФ и субъектов РФ «часть 1 статьи 63). Кроме того, нормативные правовые акты РФ, устанавливающие порядок участия субъектов РФ в осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга), отсутствуют, что полностью лишает субъекты РФ возможности реализации предоставленных полномочий.
В то же время при взаимодействии территориальных органов государственной власти РФ и региональных органов власти на бесплатной основе предоставляется узкий перечень информации о состоянии окружающей среды региона, а полная информация предоставляется на платной основе.

Комитет РЕШИЛ:

1. Просить Государственную Думу Федерального Собрания РФ:
1.1. Ускорить разработку, рассмотрение и принятие проекта федерального закона «О плате за негативное воздействие на окружающую среду», определяющего, в том числе, порядок осуществления органами государственной власти субъектов РФ контроля платы за негативное воздействие на окружающую среду по объектам хозяйственной и иной деятельности, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.
1.2. Для разграничения полномочий в сфере регулирования отношений недропользования в отложении участков недр, распоряжение которыми отнесено к компетенции субъектов РФ, внести изменения в Федеральный закон от 21.02.1992 года N2 2395 – 1 «О недрах»:
1.2.1. по тексту закона Российской Федерации «О недрах» следует уточнить формулировку «участки недр, содержащие месторождения общераспространенных полезных ископаемых» заменить на «участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые»;
1.2.2. в пункте 9 статьи 4 в отношении установления порядка пользования недрами следует уточнить формулировку пункта и записать его в редакции «установление порядка пользования участками недр, содержащими общераспространенные полезные ископаемые»;
1.2.3. исключить пункт 3 статьи 5, устанавливающий, что предоставление в соответствии с установленным порядком разрешений на разработку месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также на строительство подземных сооружений местного значения относится к полномочиям органов местного самоуправления;
1.2.4. дополнить пункт 6 статьи 10.1 абзацем следующего содержания «о предоставлении права пользования недрами в целях геологического изучения участков недр, распоряжение которыми отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации»;
1.2.5. исключить пункт 7 части второй статьи 20 – повторяет по смыслу пункт 9 части второй статьи 20;
1.2.6. передать полномочия по установлению конкретных ставок регулярных платежей за пользование недрами по участкам недр, распоряжение которыми отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации (ст. 43 Закона РФ «О недрах») и внести изменения в абзац четвертый пункта 2 статьи 43 и записать данный абзац в редакции «Конкретный размер ставки регулярного платежа за пользование недрами устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами, а также органом государственной власти соответствующего субъекта отдельно по каждому участку недр, на который в установленном порядке выдается лицензия на пользование недрами в следующих пределах»;
1.2.7. передать полномочия по установлению субъектом размера и порядка взимания платы за геологическую информацию о недрах, полученную в результате государственного геологического изучения за счет средств субъекта Российской Федерации (статья 27 Закона РФ «О недрах»).
1.3 Внести изменения в ФЗ «Об отходах производства и потребления» в части разграничения полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ по установлению лимитов и наделения органов исполнительной власти субъектов РФ полномочиями в части нормирования в области обращения с отходами.
2. Просить Правительство РФ доработать с учетом существующей бюджетной классификации РФ, утвержденной приказом Минфина РФ 25.12.2008 года №145Н, методику расчета общего объема субвенции из федерального бюджета субъектов РФ, для осуществления отдельных полномочий РФ в области водных отношений и методику распределения между субъектами субвенций из Федерального фонда компенсаций с учетом расходов бюджетов субъектов РФ.

3. О состоянии использования особо охраняемых территорий Северо-Запада.

При рассмотрении вопроса «О состоянии использования особо охраняемых территорий Северо-Запада» Комитет отмечает, что особо охраняемые природные территории регионального значения, находящиеся в ведении субъектов РФ, составляют значительную часть природно-заповедного фонда России и играют важную роль в поддержании экологического баланса. При этом в законодательстве РФ отсутствуют механизмы эффективной охраны таких территорий.
С момента вступления в силу в марте 1995 г. Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» существенно изменилось природоохранное законодательство, приняты Водный и Земельный кодексы, изменились структуры и функции органов государственной власти. При этом законодательство не сбалансировано и изобилует противоречиями, пробелами. В результате, в настоящее время отсутствует четкий порядок создания и преобразования особо охраняемых природных территорий (ООПТ), в том числе изменения границ, а также резервирования земель для создания ООПТ.
В настоящее время, в соответствии с действующим законодательством к административной ответственности за нарушение режима ООПТ регионального значения могут привлекать только уполномоченные органы государственной власти субъектов РФ. При этом охрану ООПТ регионального значения могут осуществлять специально созданные для этих целей учреждения. В отношении федерального ООПТ законодательством установлен иной подход: инспекторами по охране природы являются сотрудники учреждения, созданного для охраны и развития данной ООПТ. Такой подход видится разумным и целесообразным.

Комитет РЕШИЛ:

1. Просить государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации:
1.1. П.П. 2 и 3 ст. 35 ФЗ №33-ФЗ от 14.03.1995 года «Об особо охраняемых природных территориях» изложить в следующей редакции:
1.1.1. Лица, осуществляющие охрану территорий государственных природных заказников федерального и регионального значения, пользуются теми же правами, что и государственные инспекторы по охране государственных природных заповедников и национальных парков.
1.1.2. Органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления могут осуществлять охрану особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения через специально созданные для этой цели структурные подразделения, а также государственные учреждения (дирекции, администрации особо охраняемых природных территорий), наделённые соответствующими полномочиями.
2. Внести изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях в части осуществления функций контроля за соблюдением режима охраны ООПТ регионального значения на специально созданные структурные подразделения (дирекции, администрации ООПТ).

Яндекс.Метрика
ул. Кавалергардская, д. 7
191015, Санкт-Петербург, Россия
Тел.: 8 (812) 374-95-44
Факс.: 8 (812) 374-95-50
E-mail: mail@n-west.ru
© 2011 – 2017
Стратегическое партнерство
«Северо-Запад»