Заседание Комитета, посвященное эффективности приоритетного национального проекта «Образование»

 

Совместное выездное совещание Комитета по образованию и науке Ассоциации «Северо-Запад» и руководителей территориальных организаций Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации

14-15 ноября 2007 года
г. Светлогорск,
Калининградская обл.

ПРИСУТСТВОВАЛИ

ВОПРОСЫ:

1. Эффективность приоритетного национального проекта «Образование»
2. О мониторинге и оценке качества образования: опыт, проблемы, перспективы.

ВЫСТУПИЛИ:

Шишкин В.В. – федеральный инспектор аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе.

В своём докладе «Эффективность приоритетного национального проекта «Образование» проинформировал участников совместного совещания о предварительных результатах реализации национального проекта «Образование» в Северо-Западном округе за последние два года. Главный итог проекта – не только образовательное сообщество, но и общество в целом вздохнули с облегчением, так как представители власти разного уровня обратили внимание на образование, на конкретного учителя, конкретного ученика и задумались о будущем.
В заключении доклада обратил внимание участников совещания на дошкольное и дополнительное образование. Президент России дал ясно и четко понять, что дошкольное образование – эта сфера ведения муниципалитетов и региональной власти. Вместе с тем, мы будем настаивать на том, чтобы Федерация соучаствовала в этом проекте посредством объявления конкурса среди инновационных детских садов. На сегодняшний день ситуация с детскими садами очень сложная, особенно в больших городах. Например, в Петербурге и в некоторых других городах очередь в детские сады уже до 2011 года. Подобная ситуация с дополнительным образованием. Эта сфера также в ведении муниципалитетов и региональной власти.

Полный текст выступления

Меркулова Г.И. – председатель ЦК Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации.

Выступила с докладом на тему «Об участии Профсоюза в модернизации системы образования». В системе образования стало интенсивно передаваться начальное и среднее образование в регионы, пошел процесс оптимизации, объединения и т.д. В связи с этим возникло сразу огромное количество проблем.
За последние 8 лет количество учителей Северо-Западного Федерального округа сократилось почти на 29 тысяч человек или на 21,5%, в том числе в городской местности на 22,3 это 23%, в сельской местности на 6,6 тысяч – это 19%. Для сравнения: по России этот процент – 15,7. Снижение престижности учительской профессии привело к тому, что доля пенсионеров в Северо-Западном округе увеличилась больше, чем в среднем по России, а приток молодых кадров ниже среднероссийсуих показателей.

Полный текст выступления

Юрьева С.Н. – заместитель министра образования Правительства Калининградской области.

Выступила с презентацией на тему: «Комплексный проект модернизации образования в Калининградской области». Цель развития образовательной системы региона – обеспечение доступности качественного образования для всех жителей области. Сегодня образование рассматривается как инвестиции в будущее развитие региона. На уровне Правительства есть серьезное понимание роли образования для роста социального благополучия. Достижение указанной цели призвана обеспечить региональная система образования, которая представляет собой совокупность учреждений образования разных видов и типов.
Суть комплексного проекта модернизации образования – создание (институализация) новых, в том числе экономических, механизмов решения задач системы образования. И безусловно ключевой момент – введение нормативного подушевого финансирования.
Сегодня мы обозначаем 5 основных проблем.
1. Недостаток квалифицированных кадров.
2. Неготовность общественности.
3. Сопротивление населения
4. Неготовность учредителя
5. Неготовность учителей.

Полный текст выступления

Черкасов Н.Ф. – заместитель председателя Исполнительного комитета Ассоциации «Северо-Запад».

Сообщил о том, что Комитет по образованию и науке Ассоциации «Северо-Запад» имеет две рабочие группы, которые работают в качестве экспертов и разрабатывают разные проекты. Проинформировал участников совещания о работе одной из этих рабочих групп и её выводе о том, что сегодня существует множество заинтересованных лиц, сторон, организаций, имеются полезные наработки, но они не имеют между собой связи и как бы работают в разных информационных полях, параллельно, не пересекаясь. В связи с этим рабочая группа Комитета по образованию и науке Ассоциации вносит своё предложение о создании такого информационного блока путём взаимодействия Ассоциации «Северо-Запад» с заинтересованными структурами в периодическом издании, в котором могли объединять информацию отраслевую, в том числе по науке и образованию, на уровне Северо-Запада.

Лисицын С.А. – Ректор Ленинградского областного института развития образования.

Выступил на тему «Учитель сегодня и завтра». Учитель сегодня фактически единственное средство влияния на то, что реально происходит в классных комнатах. Учителя и ученики могут быть союзниками и проводниками тех или иных стратегий развития нашего государства, но они – не дай бог – могут оказаться и эффективными их противниками. Сегодня доминирующим является представление учителя или как инновационного педагога, или героического страдальца. 85% сельских учителей определяет свое состояние, как депрессивное. Профессия учителя, педагога в современной России остается непрестижной. 2/3 россиян считают непривлекательной работу учителя.
Реализация проекта реформирования образования ставит сегодня следующие вопросы:
1. Как отразится реформа на социально-экономическом статусе учителя?
2. Улучшится ли в результате реформ материальное положение учителя?
3. Повлияет ли реформа на социально-демографический состав учительского корпуса?
4. Станет ли профессия наиболее привлекательной для молодых специалистов?
5. Будет ли реформа способствовать закреплению молодых кадров?

Полный текст выступления

Тарасов С.В.

Выступил на тему «Система оценки качества образования как фактор развития региональной системы образования». Качество образования сегодня рассматривается как один из ключевых компонентов качества жизни населения, жизни человека. Мировой опыт показывает, что продуктивный разговор о качестве образования может быть только в том случае, если вырабатываются четкие качественные интегративные показатели, группы показателей, и конкретные цифры, которые характеризуют нынешнее состояние системы образования в динамике и показывают ее тенденции.

Полный текст выступления

Паршиков В.М. – Председатель Совета директоров педагогических колледжей и училищ Северо-Западного федерального округа, директор Гатчинского педагогического училища.

Выступил на тему «О состоянии среднего педагогического образования в современных условиях». Комплексный подход к системе образования в целом и среднего профессионального образования, в частности, отчетливо выражен в национальном проекте «Образование». Возникает вопрос: готовы ли сегодня образовательные учреждения среднего профессионально-педагогического образования к работе в новых условиях в России и за ее пределами, учитывая жесткую конкуренцию на рынке образовательных услуг и сложность демографической ситуации.

Полный текст выступления

Жолован С.В. – ректор Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования.

Выступил с презентацией на тему «Рынок труда, как фактор развития системы образования». Рынок труда мы понимаем как систему общественных отношений, социальных норм и институтов, обеспечивающих воспроизводство, обмен и использование труда. Несмотря на то, что мы уже более 15 лет работаем в условиях рыночной экономики, мы не имеем четко сформулированной концепции рынка труда, и как правило, когда говорят о рынках труда, говорят только об обмене, вот этой сферы купли и продажи труда, и совершенно не затрагивают те проблемы, которые складываются на первой ступени: воспроизводства на рынке образовательных услуг и механизмов управления персоналом. Если мы говорим об образовании, то для нас важна и первая, и вторая, и третья составные части рынка труда.
Чтобы успешно развиваться, мы должны учитывать требования рынка труда, и это не просто должны быть слова, а технологии, программы, которые выражаются не только в количестве, но и в качестве. Но не решим мы этих проблем в своем сообществе, если у нас не будет социального партнерства и работы вместе с органами управления, профсоюзами, и со всеми, кто на сегодняшний день проявляет внимание к системе образования.

Полный текст выступления

Ивановский Л.В. – Сопредседатель рабочей группы Комитета по образованию и науке Ассоциации «Северо-Запад», директор департамента корпоративного управления аудиторско-экспертной компании «Балт-Аудит-Эксперт».

Выступил с сообщением на тему: «Предложения по формированию единых подходов к определению нормативов подушевого финансирования в образовании с учетом особенностей каждого региона».
Удалось сформулировать некоторые общие требования к базовой модели методики расчета нормативов, которые отражают общий взгляд регионов: научная обоснованность соответствие реальным возможностям бюджета, соответствие сложившейся практики финансирования. Мы предложили еще использовать следующие методы нормирования в этих общих методиках. Это прямые расходы, которые мы нормируем прямым учетом фактических затрат по среднестатистической структуре персонала. Мы считаем, что все, что можно учесть по среднестатистическим данным или по нормам натуральным, надо делать именно так, т.е. тоже прямым счетом. А то, что прямым счетом не удается использовать, тогда, в последней строке – использование среднестатистических соотношений. Рабочая группа сформулировала требования к базовой модели, нашла те элементы, которые устраивают все регионы Северо-Запада, на этой основе может быть разработана методика, которая учтет особенности каждого региона.

Полный текст выступления

Шерри Н.С. – министр образования Калининградской области

У нас с нашими профсоюзами в Калининградской области проблем не возникает именно потому, что мы всегда ведем достаточно серьезные переговоры. Для себя мы сделали уже очень четкие выводы, что если мы работаем вместе с населением, с местным сообществом, включаемых в процесс вот этой деятельности, то, как правило, неразрешимых проблем не возникает. Таким же образом мы работаем сообща и с нашим профсоюзом. Поэтому любые требования, которые могут возникнуть в процессе наработок, как правило, для нас разрешимы. Кроме новой системы оплаты труда, мы даем возможность учителю заработать еще и дополнительно, когда они разрабатывают собственные образовательные ресурсы, в рамках программы образования. Условия для получения достойной заработной платы создаются для всех учителей одинаково.

Полный текст выступления

Панкратова В.Н. – главный специалист ЦК Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации.

Мне бы хотелось сделать некоторый обзор того, что у нас сейчас в Российской Федерации происходит в области оплаты труда. Нет никаких препятствий и ограничений в отношении тех наших молодых учителей, которые желают и считают возможным пройти аттестацию вплоть до высшей квалификационной категории при отсутствии стажа, который, как правило, требуется, но не обязателен. Второй момент – учителя у нас до того времени, когда стали происходить изменения в оплате труда и вводиться новая система оплаты труда, получали только за количество часов преподавательской работы. Это изначально неправильный подход.

Полный текст выступления

Материалы:

Результаты работы Круглого стола № 1: «Результаты и перспективы развития системы образования».

Результаты работы Круглого стола № 2: «Эффективность национального проекта».

Результаты работы Круглого стола № 3: «Вопросы оплаты труда в образовании».

Результаты работы Круглого стола № 4: «Престиж профессии учителя».

Решение заседания Комитета

Решение по плану работы Комитета на 2008 год

Яндекс.Метрика
ул. Кавалергардская, д. 7
191015, Санкт-Петербург, Россия
Тел.: 8 (812) 374-95-44
Факс.: 8 (812) 374-95-50
E-mail: mail@n-west.ru
© 2011 – 2017
Стратегическое партнерство
«Северо-Запад»