Пока разработчики проекта голодные – инвестор может быть спокоен. Как только они становятся сытыми, бизнеса не будет.

Так определил принципы отношений между инициаторами создания новых компаний (стартапов) и теми, кто вкладывает в них деньги, один из старейших бизнес-ангелов России и одновременно профессор Нижегородского филиала Высшей школы экономики Эдуард Фияксель, выступая перед участниками Школы бизнес-ангелов, проходившей в Санкт-Петербурге 24-26 июня.

Занятия в этой школе проходили в рамках IV международной ассамблеи бизнес-ангелов «Северный мост», организатором которой выступила Санкт-Петербургская организация бизнес-ангелов (СОБА). Представители Стратегического партнерства «Северо-Запад» приняли участие в ассамблее, а один из учредителей партнерства – группа предприятий «РЕСТЭК» – стало организационным и медиапартнером СОБА.

Бизнес-ангелы – частные инвесторы, вкладывающие собственные накопления в проекты, не связанные с их основной деятельностью, и рассчитывающие в первую очередь на то, чтобы потом дороже продать свои доли в новых компаниях. Понятно, что инвестируют они на самых ранних стадиях развития бизнеса, когда требуются еще сотни тысяч, миллионы или в самом крайнем случае десятки, но никак не сотни миллионов рублей. И вкладываются в проекты, стоимость которых в случае успеха обещает вырасти в десятки и сотни раз.

Понятно, что такие проекты редко попадают в поле зрения участников Стратегического партнерства, чаще имеющих дело с более масштабными инвестициями. Но, с другой стороны, бизнес-ангелы вкладывают, как уже было отмечено, даже не деньги своих компаний, а личные накопления. Соответственно, и к отбору проектов они относятся более внимательно. Да, рискуют (любое вложение на начальной стадии рискованно, поскольку никто не может дать сто процентов гарантии, что проект заработает), но рискуют обдуманно. Потому их опыт общения с инициаторами стартапов и определения инвестиционной привлекательности вполне может подойти и для серьезного отбора проектов масштабных.

Итак, что думают бизнес-ангелы о российских инноваторах и российском предпринимательстве? Как выясняется, особого оптимизма у них нет. Многие серьезные инвесторы отмечали один и тот же недостаток: авторы проектов зачастую пытаются в первую очередь не выстроить долговременный бизнес, а получить деньги, чтобы пустить их на собственное потребление. Сложился целая прослойка «охотников за грантами», которые ходят по различным фондам и конкурсам и представляют на них тщательно подготовленные по всем требованиям данной конкурсной комиссии проекты, реализовывать которые они не собираются. По определению руководителя венчурного фонда TheUntitled Константина Синюшина, это не стартапы, а «временные творческие коллективы». «Ребята просто решили объединиться и кинуть кого-нибудь на деньги», – говорит он. «Если стартаперу от инвестора кроме денег ничего не надо, бизнеса не будет», – вторит ему руководитель венчурного фонда Промсвязьбанка Алена Сокова. Специалисты советуют с такими проектами не связываться. Нормальный инициатор проекта, по их словам, привлекает инвестора не только для того, чтобы получить от него деньги, но и чтобы воспользоваться его контактами, опытом, квалификацией. Чтобы получить помощь в выстраивании крепкого бизнеса на длительный период.

Не следует, по мнению экспертов, доверять бизнес-планам. «Ни один бизнес-план не был никогда выполнен даже на 50%», – поясняет Эдуард Фияксель. И делается он «под инвестора», а не под реальную ситуацию. Значительно важнее ознакомиться с командой, которая собирается реализовывать проект. Кто эти люди, какова их квалификация, каков опыт реализации проектов, имеют ли они представление о том, как будет развиваться их бизнес после того, как проект будет запущен? Если команда готова и способна работать, реагировать на возникающие незапланированные ситуации, менять на ходу планы, – можно выстроить бизнес даже в том случае, если проект не совсем самый хороший. «Лучшие продукты все равно почти никогда не завоевывали рынок», – мудрость от того же господина Фияскеля.

Еще один совет инвесторам: если главное достоинство проекта заключается в том, что его продукт будет дешевле зарубежных аналогов, – его лучше сразу же выбросить. Просто потому что по ходу реализации выяснится, что что-то осталось не учтенным, и конечная себестоимость будет практически неизбежно отличаться в большую стоимость от предусмотренной в начале. Таким образом, конкурентное преимущество исчезнет, и если оно было единственным, проект рухнет.

Наконец, если авторы проекта требуют с инвестора деньги сразу на весь процесс от разработки и внедрения идеи до строительства завода, способного завалить весь мир своей продукцией, такой проект скорее всего никогда не будет реализован. Обязательно должны быть предусмотрены этапы развития, и каждый из этих этапов должен быть рентабельным. На каждом должна быть предусмотрена возможность хотя бы возврата инвестированных средств. «Если вам не удастся получить деньги на строительство предприятия, будьте готовы продать идею, проект, технологию. Знайте, кому ее можно продать. И помните, что возможность продажи – один из основных принципов определения инвестиционной привлекательности вашего проекта», – отметил управляющий партнер венчурного фонда и стартап-акселератора iDealMachine Михаил Авербах.

А вообще, реальных проектов, на основе которых можно создать новые компании, в России, по оценке практиков, мало. «Аналитики говорят о 5 тысячах стартапов на посевной стадии, но я знаю только 50, а деньги дал бы лишь 5», – прокомментировал ситуацию Константин Синюшин. При этом число проектов растет, но качество их снижается. Что печально, потому что деньги в стране есть; с этим согласны все специалисты.



Яндекс.Метрика
ул. Лодейнопольская, д. 5, лит. А
197110, Санкт-Петербург, Россия
Тел.: 8 (812) 374-95-44
Факс.: 8 (812) 374-95-50
E-mail: mail@n-west.ru
© 2011 – 2017
Стратегическое партнерство
«Северо-Запад»