Будущее за ГЧП

On 26.05.2015, in Uncategorized, by admin

Вопросы развития государственно-частного партнерства рассмотрела  25 мая 2015 года рабочая группа Стратегического партнерства «Северо-Запад». Расширенное заседание прошло в формате видеоконференции в резиденции полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе под председательством помощника полномочного представителя, председателя Экспертного совета Стратегического партнерства Сергея Зимина.

Видеоконференцию предварила торжественная церемония подписания протокола о сотрудничестве с новым участником Открытого соглашения о стратегическом партнерстве в сфере экономического и социального развития Северо-Запада Российской Федерации до 2020 года – ООО «Санкт-Петербургский лифтовой завод».

Основной темой заседания стало законодательное регулирование подготовки ГЧП-проектов, с учетом законодательных нововведений в свете внедрения института частной инициативы с 1 мая 2015 года.

Открывая заседание, Сергей Зимин отметил, что в условиях сегодняшнего дефицита бюджетов государственно-частное партнерство становится для субъектов Российской Федерации едва ли не единственной возможностью привлечь средства на обновление инфраструктуры, в особенности на реализацию социальных проектов.

Денис Качкин в своем докладе напомнил участникам о рейтинге регионов Российской Федерации по уровню развития ГЧП, презентованном в марте т.г. на Российской неделе ГЧП в Москве. Д. Качкин отметил, что у инвестиционного сообщества достаточно большой интерес к этому рейтингу. «За деньги необходимо конкурировать. И пока у власти и у инвестиционного сообщества не будет преодолены различия в менталитете, сложно говорить о серьезных долгосрочных структурных проектах, которые связаны с распределением рисков и взаимными обязательствами».

Напомним, что Рейтинг был подготовлен Центром развития ГЧП и Министерством экономического развития Российской Федерации, и при оценке регионов учитывал такие факторы как развитость институциональной среды, опыт реализации проектов государственно-частного партнерства, инвестиционную привлекательность региона.

Говоря о субъектах Северо-Западного федерального округа, в настоящий момент лидирующую позицию в рейтинге с показателем в 69,2% занимает Санкт-Петербург. Город обладает наиболее богатым опытом реализации проектов, но рискует потерять лидирующие позиции в ближайшее время, поскольку в 2014 году в Северной столице не наблюдается роста ни по одному из факторов уровня развития ГЧП.

Ленинградская область за прошедший год значительно улучшила место в рейтинге (6-я позиция) за счет нормативно-правовой базы и запуска проектов в сфере здравоохранения (строительство реабилитационного центра на 200 коек в п. Коммунар) и физической культуры (8 плавательных бассейнов в муниципальных образованиях).

Из других субъектов Северо-Запада наиболее высокие места в рейтинге заняли Республика Коми и Псковская область (23-е и 29-е место соответственно).

В методологической части семинара специалисты юридической компании «Качкин и Партнеры» Ирина Митина и Мария Скрябина рассмотрели такие важные вопросы как разработка нормативно-правовой базы для реализации проектов ГЧП, механизм частной инициативы, а также подробно рассказали об основных этапах подготовки и реализации успешного ГЧП-проекта.

Мария Скрябина отметила, что более 65% субъектов Российской Федерации имеют региональные законы о государственно-частном партнерстве. При этом в связи с динамичностью федерального законодательства, многие из региональных документов не соответствуют федеральным требованиям.

С 1 марта 2015 года согласно новым правилам земельного законодательства исключена возможность проведения конкурсов на право заключения договора аренды земельного участка, допускается проведение аукциона или предоставление участка без проведения торгов. Основанием для предоставления участка без торгов может служить закон субъекта Российской Федерации, либо распоряжение высшего должностного лица субъекта в случае, если объект соответствует критериям социально-культурного и коммунально-бытового назначения, либо критериям масштабных инвестиционных проектов.

Говоря об основных этапах подготовки и реализации ГЧП-проекта Ирина Митина отметила, что до введения института частной инициативы 1 мая 2015 года только регион мог выступать инициатором проекта. С вступлением же в силу Федерального закона №265-ФЗ установлен альтернативный способ подготовки проекта ГЧП, в соответствии с которым концессионное соглашение может быть заключено по инициативе частного лица без проведения торгов. При этом инициатор обязан предоставить информацию о соответствии его инициативы государственным программам, а также подтверждение своего соответствия требованиям, предъявленным к инициаторам (ч. 4.11 ст. 37 Закона №115-ФЗ).

Механизм частной инициативы позволит не только снизить расходы бюджета, но и повысить качество проектов.

В заключительной части заседания регионы поделились своим опытом в части развития сферы государственно-частного партнерства. Заместитель министра экономического развития и конкурентной политики Архангельской области Олег Бачериков отметил, что региональный закон был принят в 2011 году. В области активно применяются концессионные соглашения. В настоящий момент на территории области реализуются такие ГЧП-проекты как «Создание диализных центров в г. Архангельске, г. Северодвинске, г. Коряжме» (инвестор ООО «ФрезениусМедиклКеа Холдинг», инвестиции 300 млн. рублей), а также «Развитие диализной помощи в г. Архангельск, г. Северодвинск, г. Котлас, г. Вельск, г. Няндома на основе государственно-частного партнерств» (инвестор ООО «Б.БраунАвитумРуссланд», инвестиции 471 млн. руб.).

Заместитель министра экономики Калининградской области Андрей Толмачев отметил, что в регионе механизм ГЧП активно применяется в таких сферах как наука и инновации, развитие биохимического кластера, развитие туристического кластера, подготовка к Чемпионату мира по футболу. Интересная форма ГЧП – аренда участка с инвестиционными обязательствами – использована при развитии игорной зоны на территории Калининградской области.

Руководитель департамента экономического развития и торговали Новгородской области Евгений Богданов рассказал, что региональный закон в Новгородской области был принят в 2011 году. При этом в настоящий момент ни одного проекта ГЧП на территории региона не зарегистрировано. Прорабатывался проект реконструкции водоснабжения в п. Шимск, но пока безрезультатно. «Инвесторов механизм ГЧП еще настораживает, но за этим механизмом будущее», – отметил Е.Богданов.



Яндекс.Метрика
ул. Лодейнопольская, д. 5, лит. А
197110, Санкт-Петербург, Россия
Тел.: 8 (812) 374-95-44
Факс.: 8 (812) 374-95-50
E-mail: mail@n-west.ru
© 2011 – 2017
Стратегическое партнерство
«Северо-Запад»