Раз мы не можем сделать дешевле китайцев или качественнее европейцев, стало быть, нужно делать то, чего никто еще не делает вообще. Именно в этом может быть будущее «импортозамещения» в России.

Семинар по вопросам импортозамещения на предприятиях энергомашиностроения в Санкт-Петербурге прошел 18 августа в Центре импортозамещения и локализации в Гавани. Организатором выступил Современный институт инновационного бизнеса. Представители Стратегического партнерства «Северо-Запад» приняли участие в семинаре.

С самого начала выяснилось, что участники семинара не очень оптимистично смотрят на сегодняшнее состояние с импортозамещением в области промышленности, особенно, тяжелой. Потому что, за «тучные» годы она, по крайней мере, в СЗФО, сильно «подсела» на импортные материалы, комплектующие и оборудование. Заменить их на отечественные, при всем желании, трудно, да, иногда и не нужно. Потому что отечественная продукция будет либо дороже, чем китайская, либо хуже качеством, чем европейская или американская. Либо то и другое сразу. Исключения бывают, но они, как говорится, подтверждают правило.

При этом государственных мер поддержки импортозамещения, вроде бы, много, но, когда начинаешь углубляться в детали, оказывается, что на фоне реальной потребности все это – копейки. Да и их получить очень сложно. К тому же государство часто ведет себя странно. С одной стороны, к примеру, призывает к импортозамещению, а с другой облегчает требования к предприятиям, которые хотели бы официально считаться российскими производителями. Или: специальные инвестиционные контракты (СПИК), которые являются самой новой формой господдержки, стремятся заключить, почему-то, с ведущими иностранными компаниями! А ведь средства, которые выделяются на СПИКи, те же самое, которые в настоящее время распределяются по линии Фонда развития промышленности и т.д. Т.е, чем больше будет СПИК, тем меньше средств останется российским компаниям? Но тогда, да, можно будет отчитаться, что объемы импорта упали, однако это будет ложное импортозамещение!

Какой выход видят участники семинара? Их, по сути, два. Первый – формировать сразу некие консорциумы или соглашения вдоль всей производственной цепочки по выпуску необходимой стране продукции, чтобы в успешном ее создании и выведении на рынок были изначально заинтересованы все, от проектировщиков до производителей конечной продукции. И поддержку получать не на отдельные предприятия, а на всю цепочку кооперации разом. Второй – делать то, чего никто еще не делает вообще, заниматься «импортозамещением с опережением». Причем, заниматься этим постоянно, чтобы к тому времени, как зарубежные конкуренты сумеют повторить наши достижения, мы могли бы уже предложить новые.

Есть, конечно, третий путь: на государственном уровне запретить ввоз как можно большей номенклатуры товаров. Но не приведет ли это к застою в развитии техники и технологии? Тут мнения несколько разошлись.



Яндекс.Метрика
ул. Лодейнопольская, д. 5, лит. А
197110, Санкт-Петербург, Россия
Тел.: 8 (812) 374-95-44
Факс.: 8 (812) 374-95-50
E-mail: mail@n-west.ru
© 2011 – 2017
Стратегическое партнерство
«Северо-Запад»