Принятые в 2010-2012 гг. стратегии социально-экономического развития федеральных округов оказались несистемными документами, не полностью вписанными в систему государственного управления. После принятия федерального закона о стратегическом планировании появилась определенная возможность более четко вписать их в указанную систему. Однако остается ряд нерешенных вопросов.

Об этом на круглом столе «Стратегии развития макрорегионов (на примере Стратегии развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года)», организованном Министерством экономического развития РФ и Стратегическим партнерством «Северо-Запад» заявила заместитель директора Департамента стратегического развития и государственной политики в сфере территориального планирования Министерства регионального развития Российской Федерации Елена Рожкова. По ее словам, несмотря на старания разработчиков закона, прямое упоминание о федеральном округе в документе сохранить не удалось. Впрочем, округ вполне можно рассматривать, как один из видов макрорегионов.

Однако по закону решение относительно того, для какого макрорегиона нужно разрабатывать отдельную стратегию социально-экономического развития, принимает федеральное правительство. А федеральный орган власти, который уполномочен заниматься вопросами стратегического планирования на уровне макрорегионов, как справедливо отметил помощник полномочного представителя президента в СЗФО Сергей Зимин, не определен. В принципе, понятно, что это будет Минэконом, но хотелось бы увидеть такое решение на бумаге.

Между тем полномочные представители президента в федеральных округах крайне заинтересованы в том, чтобы окружные стратегии были и работали. Ведь полпредам приходится постоянно решать вопросы координации социально-экономического развития различных регионов. Это очень трудно делать, если региональные стратегии изначально не согласованы между собой.

Особый вопрос – приоритетные инвестиционные проекты. Когда составлялся их перечень, то, по словам, заместителя председателя Экспертного совета АНО «Стратегическое партнерство «Северо-Запад»Александра Викторова, в момент утверждения окружных стратегий бывшего зам. министра регионального развития, вопросами соответствия данных проектов стратегии развития округа никто особенно не задавался. Главными действующими лицами были руководители регионов. Сегодня ясно, что для части проектов не была как следует просчитана ресурсная база. В результате, по данным Стратегического партнерства «Северо-Запад», в настоящее время только шесть проектов реализовано и 11 находится в завершающей стадии. При этом есть и такие, которые нужно из перечня приоритетных исключать, а есть другие, которые туда необходимо ввести. При этом, по мнению Александра Викторова, включенные в перечень проекты должны иметь на федеральном уровне какую-то законодательно прописанную защиту. Сегодня у них таковой нет.

И еще: недостаточно создавать только стратегию социально-экономического развития округа. Нужны также схема пространственного развития и схема территориального планирования. Нужно все планы и проекты привязать к земле. С этим положением, высказанным Александром Викторовым, согласились и Сергей Зимин, и представлявшие на круглом столе регионы Северо-Запада заместитель главы – министр экономического развития Республики Карелия Валентин Чмиль и заместитель губернатора Вологодской области Алексей Кожевников. Больше того, представители регионов заявили: для успешного социально-экономического развития субъектов Федерации необходимо, чтобы был орган, который согласовывает их планы между собой. Иначе конкуренция за тех же инвесторов далеко не всегда идет на пользу, как регионам, так и округу в целом.



Яндекс.Метрика
ул. Кавалергардская, д. 7
191015, Санкт-Петербург, Россия
Тел.: 8 (812) 374-95-44
Факс.: 8 (812) 374-95-50
E-mail: mail@n-west.ru
© 2011 – 2017
Стратегическое партнерство
«Северо-Запад»