Председатель Наблюдательного совета Стратегического партнерства “Северо-Запад”, полномочной представитель Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе Владимир Булавин дал интервью газете “Деловая карта России”. Издание вышло в преддверии XIX Петербургского международного экономического форума.

Как известно, в  июне 2014 года был принят Федеральный закон №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», устанавливающий правовые основы стратегического планирования и требующий до 1 января 2017 года обновить соответствующие документы всех уровней: макрорегионального, регионального и муниципального.

Владимир Булавин рассказал изданию о работе по актуализации Стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа до 2020 года и взаимодействии власти, бизнеса и общественности в корректировке Стратегии, планах взаимодействия с Министерством экономического развития и приоритетных инвестиционных проектах.


— С чем связана необходимость актуализации Стратегии и какие главные задачи необходимо отразить в документе?

— В ноябре 2011 года правительство утвердило Стратегию социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года. Принятый в июне 2014 года федеральный закон о стратегическом планировании установил правовые основы этого процесса. Появилась потребность «вписать» действующие документы в новую систему. Очевидно, что корректировка документов должна проводиться с учетом изменения экономики и достигнутого уровня исполнения социально-экономических индикаторов и показателей.

Новая редакция Стратегии должна не только отражать новые методологические подходы в системе государственного планирования и описывать современные механизмы их реализации. Главная задача — максимально точно рассчитать социально-экономические индикаторы развития по каждому региону и по округу в целом, установить четкие ежегодные плановые показатели, определить объемы необходимых ресурсов.

В последнее время осложнилась ситуация на международной арене, что негативно отразилось на состоянии российской экономики. Поэтому вторая задача — определение наиболее уязвимых секторов экономики и перспективных рынков, а также создание механизмов для увеличения доли российской продукции в рамках программ импортозамещения.

Здесь недостаточно принять решение об ориентации отечественного производителя на внутренний рынок. Необходимы меры экономического стимулирования, адресные программы господдержки предприятий и целых секторов экономики.

Курс на импортозамещение — это мощный стимул для модернизации, поэтому нужна более активная господдержка инноваций. Уже ведется конкретная работа на предприятиях ОПК, на крупных сырьевых и инфраструктурных компаниях. Например, если в 2014 году полностью независимыми от импорта стали только три образца военной техники, производимой в СЗФО, то в 2015 — уже четырнадцать. При этом импортозамещение должно способствовать повышению эффективности отечественной экономики.

С точки зрения актуализации Стратегии, в документах стратегического планирования округа требуется более детально определить базовые отрасли, базовые предприятия и базовые виды продукции с целью применения мер стимулирования импортозамещения.

— Федеральный закон о стратегическом планировании вводит понятие макрорегиона. Что способно объединить субъекты в Северо-Западный макрорегион?

— Одиннадцать субъектов Российской Федерации, расположенных в СЗФО, связаны общностью задач социально-экономического развития, характерными природными и экономическими условиями развития производственных сил, историческими факторами формирования хозяйственной специализации. Кроме того, СЗФО обладает единой транспортной и энергетической инфраструктурой, имеет фактически общий рынок труда, включая профессиональную подготовку кадров. В пределах округа локализовано судостроение, реализуется много видов товаров и услуг. Поэтому, в этом случае, вполне уместно применять понятие макрорегиона к федеральному округу и, соответственно, осуществлять стратегическое планирование.

Дифференциация по уровню и темпам экономического развития регионов Северо-Запада весьма существенна, что отражается на социальной обстановке. Следовательно, одной из важнейших задач стратегического планирования является сглаживание этих диспропорций.

Другой важной задачей является выявление направлений развития, имеющих межрегиональное, окружное и общероссийское значение.

Одним из таких направлений является освоение Арктической зоны. Сегодня в границах этой зоны в нашем округе проживает около 1,5 млн человек. Значительная часть из них живет в городах с монопрофильной экономикой. Реализуются десятки инвестиционных проектов в сфере развития нефтегазового комплекса и транспортной инфраструктуры. Недра севера Европейской части России — это огромная кладовая ископаемых богатств. Прилегающие к Арктической зоне регионы СЗФО обладают необходимой для развития Арктики ресурсной базой: судостроительная промышленность, металлургические, нефтехимические производства и т.п. Действуют вузы, решающие проблему кадрового обеспечения программ освоения северных территорий.

Мы заинтересованы, чтобы локализация создания крупных инфраструктурных объектов арктического освоения осуществлялась в пределах Северо-Западного федерального округа. У нас есть для этого все необходимые ресурсы.

Очевидно, что освоение северных территорий невозможно без развития межрегионального взаимодействия и координации усилий регионов.

Вопросы, связанные с устранением узких мест в транспортных сетях, развитием транспортной инфраструктуры и трансграничного сотрудничества, также не могут быть решены усилиями отдельных регионов. Важность для округа развития транспортного направления усиливается в связи с необходимостью обеспечения внешнеэкономических связей России с Европейским союзом и рядом других регионов мира.

Необходима скоординированная работа регионов по развитию широтных магистралей, нехватка которых сдерживает социально-экономическое развитие субъектов Северо-Западного федерального округа, затрудняет их сотрудничество и интеграцию с Уральским федеральным округом и другими регионами России.

— Одним из механизмов практической реализации Стратегии социально-экономического развития СЗФО до 2020 года стал перечень приоритетных инвестиционных проектов, осуществляемых в регионах округа. Какие изменения необходимо внести в этот перечень и в порядок работы с ним?

— Перечень приоритетных инвестиционных проектов округов был сформирован на основании предложений руководителей субъектов Российской Федерации. Однако по ряду проектов не была просчитана ресурсная база для их реализации, выявились ошибки в определении приоритетов, после возникли сомнения в целесообразности их реализации. Инициаторы значительной части проектов столкнулись с серьезными финансовыми и организационных проблемами. Наиболее распространенной проблемой стал даже не старт проекта, а отсутствие финансирования для его продолжения. Именно по этой причине тормозится строительство цеха по производству фармсубстанций в Новгородской области, который должен был быть завершен еще в 2014 году. По этой же причине доведено фактически до банкротства ОАО «Вологодский текстиль».

В результате в 2014 году полностью завершено только шесть инвестиционных проектов, 22 находятся в высокой и средней степени готовности и 15 проектов практически не реализуются.

Кроме того, до 2020 года в регионах округа реализуется более 600 региональных инвестиционных проектов, не входящих в Федеральный перечень с общим объемом финансирования 3 трлн 108,6 млрд рублей.127 из них уже завершены.

В рамках Стратегии развития округа мы должны уделять больше внимания межрегиональным масштабным инфраструктурным проектам, имеющим стратегическое значение. Например, таким, как строительство железной дороги «Белое море – Коми – Урал» или «Белкомур». Эта идея имеет более чем 100-летнюю историю. Частично проект был реализован в предыдущие годы. Однако сегодня в рамках Стратегии развития Арктики его значение существенно возрастает. Проект детально проработан, имеются принципиальные решения соответствующих министерств и ведомств. В настоящее время решается вопрос о привлечении инвесторов и уточняются объемы государственного финансирования. Полагаю, что реализация Государственной программы развития Арктических территорий ускорит решение этих вопросов.

Если говорить о приоритетах, то думаю, что «приоритетными» можно считать те инвестиционные проекты, которые реализуются на основе исключительно частных инвестиций без участия государства, в соответствии с действующим законодательством, имеют высокую бюджетную эффективность и обеспечивают устойчивую занятость населения. И если проект соответствует этим параметрам, полагаю, неважно в какой отрасли экономики он развивается.

— При координирующей роли аппарата полномочного представителя президента было создано Стратегическое партнерство «Северо-Запад», объединяющее на своей площадке власть, бизнес и общество. Каким образом данное объединение участвует в работе по корректировке Стратегии?

— Организуя в 2012 году Стратегическое партнерство «Северо-Запад», мы поставили перед этой, абсолютно новой для России, структурой весьма амбициозную и непростую задачу: выработка и проведение в жизнь согласованной политики при реализации Стратегии социально-экономического развития СЗФО на период до 2020 года.

Этот вопрос лег в основу уставных и регламентирующих документов партнерства, а также стал «базовой идеологией» Открытого соглашения о стратегическом партнерстве в сфере экономического и социального развития Северо-Запада Российской Федерации на период до 2020 года. Кстати, если в 2013 году учредителями соглашения были одиннадцать губернаторов и руководители 42 предприятий и организаций, работающих на Северо-Западе, то к 2015 году число участников соглашения увеличилось до 74. Среди наших стратегических партнеров ПАО «Северсталь», ОАО «РЖД», ОАО «МРСК Северо-Запада», ООО «Лукойл-Северо-Западнефтепродукт», крупные фармацефтические компании, частные медицинские учреждения. Буквально недавно к Соглашению присоединилось еще пять компаний, имеющих стратегические планы развития в округе. В том числе, например, ООО «ИКЕЯ-Мос».

Экспертный совет Стратегического партнерства утвердил Дорожную карту, по актуализации Стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа до 2020 года с учетом новых требований федерального законодательства и Указов Президента Российской Федерации.

Работу по актуализации Стратегии предполагается провести в три этапа. Первый этап – подготовка необходимых методик, в том числе научное обоснование соответствия понятия Северо-Западного федерального округа понятию макрорегиона. Второй – подготовка актуализированного текста. Третий – проведение всех необходимых согласований с участием регионов, представителей крупных компаний, экспертных и общественных организаций. После профессионального обсуждения проект актуализированной Стратегии предполагается представить на согласование в уполномоченный федеральный орган государственной власти.

В основу планирования будут положены прогнозы развития системообразующих секторов экономики и программы частных компаний, соответственно бюджетные прогнозы и, конечно же, уточненные планы развития регионов в форме социальных стандартов и обязательств.

Ключевое преимущество площадки Стратегического партнерства заключается в том, что при такой совместной работе можно максимально скоординировать интересы всех сторон и обеспечить согласованность целей, намерений, планов и программ развития бизнеса и действий органов власти в регионах, что соответствует требованиям федерального закона «О стратегическом планировании».

— В соответствии с законодательством вопрос подготовки и корректировки стратегий макрорегионов находится в ведении Министерства экономического развития РФ. Не является ли инициативная работа по актуализации Стратегии на уровне СЗФО несколько преждевременной?

— Полагаю, что не является. Напротив, мы сейчас работаем в тесном контакте с Минэкономразвития и, в определенном смысле, являемся «пилотным» макрорегионом.

Министерством разработан проект положения «О содержании, составе, порядке разработки и корректировки стратегий социально-экономического развития макрорегионов». Он определяет требования к горизонтам планирования, структуре будущих стратегий макрорегионов, процедурные вопросы разработки и актуализации документов стратегического планирования. Экспертный совет Стратегического партнерства принимал активное участие в подготовке этого документа.

При подготовке концепции актуализации окружной стратегии постоянно проводятся необходимые консультации. Предварительно мы договорились, что подготовленный профессиональным сообществом Северо-Запада проект на завершающем этапе будет представлен в министерство и пройдет все необходимые процедуры согласования в соответствии с законом.

Правильность выбранного нами вектора действий подтверждается предыдущим опытом. Разработка Стратегии социально-экономического развития федерального округа без создания соответствующей структуры, занимающейся ее реализацией и механизма планирования, мониторинга и оценки эффективности практически сводит на нет всю работу по прогнозированию и стратегическому планированию.

Мы будем искать наиболее рациональный и наиболее взаимовыгодный вариант взаимодействия власти и частного сектора экономики на общем пути к социально-экономическому благополучию наших регионов.



Яндекс.Метрика
ул. Лодейнопольская, д. 5, лит. А
197110, Санкт-Петербург, Россия
Тел.: 8 (812) 374-95-44
Факс.: 8 (812) 374-95-50
E-mail: mail@n-west.ru
© 2011 – 2017
Стратегическое партнерство
«Северо-Запад»