У транспортно-логистической отрасли две основные проблемы: административные барьеры и отсутствие информации о реальных грузопотоках. А когда не знаешь, какой груз, куда и в каких объемах нужно будет везти хотя бы в ближайшее время, да еще и какие новые нормативные акты примет по отношению к твоей отрасли власть, практически невозможно становится грамотно выстроить бизнес. Потому в транспортно-логистической отрасли Северо-Запада идет стремительное вымирание малых и средних, наиболее подверженных влиянию указанных факторов, предприятий. И это более серьезная проблема, чем снижение объемов перевозок в результате санкций.

Отраслевая конференция «Логистика и транспорт Северо-Запада» прошла в Петербурге 9 июня. Организаторами ее выступили отделение «ОПОРА России» по Ленинградской области и Общественная палата Ленинградской области. Представители Стратегического партнерства «Северо-Запад» приняли активное участие в данном мероприятии.

Объемы грузоперевозок всеми видами транспорта, особенно, на международном направлении, в округе, по единодушной оценки участников конференции, снизились. Что и не мудрено, учитывая общий спад в экономике и падение экспорта-импорта. Однако большинство собравшихся волновало не это. На то и рынок, чтобы на нем происходили колебания спроса и предложения, к этому можно и нужно приспособиться.

Значительно тревожнее другое: на пути ведения бизнеса постоянно встают бюрократические барьеры. Причем, по оценкам представителей транспортных и логистических компаний, количество их не снижается, а растет. И зачастую нельзя даже сказать, что чиновники нарушают законы. Нет, они их как раз добросовестно и дословно выполняют! Вот, только, результат получается плачевный. Получение любой справки занимает недели, а то и месяцы. Требования к малым предприятиям выдвигаются такие же, как и к большим, хотя эти требования не нужны и финансово неподъемны для такой категории. Тех, кто работает легально, контролируют жестко, а тех, кто ведет, по сути, «серый» бизнес, никто особо и не проверяет. И так далее. В результате более или менее прилично чувствуют себя на рынке только крупные компании или ИП. Количество же малых и средних предприятий неуклонно снижается.

А ведь у такого бизнеса есть своя вполне конкретная ниша. С одной стороны, он может выполнять перевозки, которые из-за своих небольших объемов не выгодны крупным компаниям. С другой, обеспечивает большую надежность и безопасность, чем «индивидуалы». Но… по мнению перевозчиков, органы власти их слышать не хотят. А принимаемые нормативные акты постоянно ухудшают положение предприятий.

С другой стороны, есть и одна проблема, которую никак нельзя поставить в вину государству. Перед перевозчиками очень серьезно стоит вопрос получения информации о планируемых объемах и направлениях отправки груза. Грузоотправители эту информацию широко не афишируют. В итоге, перевозка зачастую выполняется не тем, кто мог бы предложит наиболее выгодные условия, а тем, кто «приближен» к данному грузоотправителю, или случайно оказался «под рукой».

Один из директоров транспортной компании выдвинул интересное предложение – создать виртуальную биржу грузов. Чтобы хотя бы крупные грузоотправители вывешивали информацию о планируемых перевозках на одни, известный всем перевозчикам, сайт. Это позволило бы транспортно-логистическим компаниям лучше знать рынок и выстраивать свою политику в отношении перевозок, исходя из реальной ситуации. Это же повысило бы конкуренцию на рынке и могло привести к снижению стоимости перевозки не во вред ее качеству.

Наконец, еще один положительный момент создания такой «биржи» отметили как раз представители Стратегического партнерства. Дело в том, что главной проблемой новых инвестпроектов в области транспортной инфраструктуры является невозможность более или менее точно рассчитать будущие грузопотоки. А если такая информация недостоверна, невозможно и вычислить сроки окупаемости проекта. Но тогда инвестору не интересно вкладывать средства! Если прогнозные грузопотоки станут хоть насколько-то достоверны, это будет способствовать росту интереса к инвестициям в отрасль.

И последнее: никакое стратегическое планирование в транспортно-логистической сфере невозможно, если оно не будет комплексным, рассматривающим различные виды транспорта и различные регионы. Нужна стратегия и схема территориального планирования транспорта РФ, аналогичные документы на уровне федеральных округов, и уже, исходя из них, можно разрабатывать стратегии развития транспорта в регионах и планы развития компаний. Иначе будут реализовываться не наиболее экономически эффективные проекты, а те, у инициаторов которых оказалось больше лоббистских возможностей.



Яндекс.Метрика
ул. Лодейнопольская, д. 5, лит. А
197110, Санкт-Петербург, Россия
Тел.: 8 (812) 374-95-44
Факс.: 8 (812) 374-95-50
E-mail: mail@n-west.ru
© 2011 – 2017
Стратегическое партнерство
«Северо-Запад»