В Российской Федерации в настоящее время производится только 5% необходимого общесудового оборудования (якорного, рулевого, буксирного и т.д.). К примеру, у нас теперь не производят якорные цепи. Только-только на «Звездочке» начали восстанавливать производство винторулевых колонок. И так далее.

Как итог, в новейшем ледоколе «Владивосток» производства Выборгского судостроительного завода (передан заказчику в прошлом году) лишь 30% стоимости приходится на долю отечественных производителей. Остальное – импорт. К концу серии предполагается выйти на уровень 50/50.

Приведенные выше цифры на круглом столе «Импортозамещение на предприятиях оборонно-промышленного комплекса Санкт-Петербурга» озвучил заместитель генерального директора по судостроению и морской технике ФГУП «Крыловский научный центр» Олег Тимофеев. Модератором этого круглого стола, прошедшего 25 августа в ЦИЗе, выступил консультант-эксперт Стратегического партнерства «Северо-Запад» Юрий Звягин.

Всего по программе импортозамещения в оборонной промышленности, реализуемой сейчас в стране, необходимо до 2025 г. заместить 826 позиций. Из них по 127 позициям уже должны были быть отечественные товары. Но на сегодня их замещено только семь! Такие данные привел директор инновационно-технологического бюро импортозамещения «АЛГОРОС» Игорь Петий.

Но, может быть, нам и не нужно ничего замещать? В конце концов, брали столько лет оборудование за границей, ставили в отечественные корпуса, – и были довольны.

– Год назад нас пригласили из ОСК разобраться: почему топовые огни на судах фонят? – рассказывает заместитель директора департамента стратегических проектов группы компаний «Светлана-Оптоэлектроника» Александр Богданов. – Так, вот, когда наши специалисты по светодиодам вскрыли норвежское оборудование, то внутри нашли какой-то лишний элемент. Оказалось – GPRS-маячки. То есть, при необходимости местоположение любого корабля, оснащенного этими огнями, можно было совершенно точно установить! При этом фирма-производитель 20 лет поставляла это оборудование, и все было в порядке. А в последней партии – такие сюрпризы!

То, что отечественное вооружение и военная техника должны полностью производится на отечественных предприятиях, из отечественных материалов и комплектующих, – у собравшихся не вызывало сомнения. Вопрос: как это сделать, если за последние четверть века мы потеряли массу производств?

И еще вопрос: можно ли обеспечить импортозамещение, если главным критерием при отборе ставить цену? Ведь понятно, что отечественные продукт, если он пока производится небольшими партиями, не сможет по цене тягаться с импортным, уже давно завоевавшим место на мировом рынке.

Выступающие приводили в пример Китай, где отдают предпочтение своим производителям, даже если их изделия хуже импортных. Потому что, как процитировал китайского коллегу один из специалистов: «Сегодня мы производим это хуже вас, но если я сейчас возьму китайский товар, то через десять лет мы будем производить его также, как вы, а еще через десять вы будете у нас сами покупать. А если куплю ваш, то мы никогда не станем делать лучше». В итоге, китайцы от надписи «Сделано в Китае» переходят уже к надписи «Разработано в Китае». А это – про качество, не про цену.

Так что, нужен административный ресурс? Очевидно, нужен. Вопрос в том, как его правильно использовать. Все хотят стать единственными поставщиками, но останется ли у такого поставщика стимул улучшать свою продукцию и снижать цену?

В общем, вопросов остается больше, чем решений. Ясно одно: если мы все же хотим иметь свой собственный ОПК, нужно менять отношение к нему как со стороны государства, так и со стороны бизнеса. Потому что одна сторона без другой проблему не решит! Государство должно научиться смотреть вперед больше, чем на два-три года, бизнес – не стремиться переложить на госзаказ все свои расходы.



Яндекс.Метрика
ул. Кавалергардская, д. 7
191015, Санкт-Петербург, Россия
Тел.: 8 (812) 374-95-44
Факс.: 8 (812) 374-95-50
E-mail: mail@n-west.ru
© 2011 – 2017
Стратегическое партнерство
«Северо-Запад»