Позиции российского машиностроения на мировом рынке продолжают ухудшаться. Доля российской продукции в мировой торговле товарами машиностроения с 2011 по 2016 г. снизилась с 1,3% до 0,8%. Стоимостные объемы экспорта с 2013 г. (до тех пор был некоторый рост) упали примерно с 28 до 24 млн. долларов. По результатам первого квартала 2017 г. похоже, что падение продолжится.

При общем падении объемов, место машиностроения в российском несырьевом экспорте остается определяющим – 50%. Росла и доля отрасли в общем объеме экспорта – с 5,1% в 2012 г. до 8,5% в 2016-ом. Однако, поскольку речь тут идет о стоимостных показателях, а в 2014-2015 гг. наблюдалось резкое падение мировых цен на сырье, понятно, что в натуральном выражении говорить о росте доли машиностроения в экспорте не приходится. Скорее, об очевидном спаде. О том же. похоже, говорят и данные первого квартала текущего года. Если в 2016 г. объемы экспорта машин, оборудования и транспортных средств выросли по сравнению с 2015-ым на 17,1%, то в первом квартале 2017 г. по сравнению с 1 кварталом 2016-го – только на 14,1%. При этом в экспорте продовольственных товаров или продукции ЛПК показатели первого квартала текущего года в сравнении с аналогичным периодом года 2016-го значительно превосходят показатели 2016 г. по отношению к 2015-му.

Что происходит при этом с импортом машин и оборудования – сказать сложнее. Объемы его (стоимостные), безусловно, серьезно упали – с примерно 320 млн. долларов в 2012 г. до 182 млн. в 2016-ом. Однако, в 2015-ом было еще меньше. Результаты первого квартала 2017 г. (более 40 млн., рост к аналогичному периоду 2016 г. – 27%) позволяют предполагать, что по году мы также увидим рост. Это притом, что производство машин и оборудования для внутреннего рынка возросло только на 20%. Так что с импортозамещением у нас все еще дела обстоят неважно. Те позиции, которые отечественные производители заняли за счет сокращения импорта (в 2015 г. по сравнению с 2014-ым импорт упал на 38%, а внутреннее производство только на 8%), снова начинают теряться.

Почему падает экспорт? Причины достаточно очевидны: санкции. Ведь основой российского машиностроительного экспорта всегда являлись оборудование для атомной промышленности, вооружение и военная техника и вертолеты (военные и гражданские). Все это попало под ограничение.

А кто выступает драйвером роста импорта? По мнению специалистов Высшей школы экономики – пищевая промышленность и сельское хозяйство. Правда, основа для такого вывода не указана.

Если рассмотреть теперь не машиностроение в целом, а его отдельные сегменты – производство машин и оборудования, производство электрического, электронного и оптического оборудования и производство транспортных средств, – то из приведенной инфографики видно: при всех кратковременных скачках, общая тенденция для первой группы – серьезное падение, начиная с середины 2011 года, легкий всплеск в 2016-ом, и снова падение. Для второй – пусть медленный, с колебаниями, но достаточно очевидный подъем. Для третьей – падение с середины 2014 г. до середины 2015 г., стабилизация в течение следующих 12 месяцев, а дальше – рост.

А что нам говорят объемы инвестиций в эти сектора машиностроения? В производстве машин и оборудования темпы роста инвестиций с 2012 г. неуклонно падают, а в 2016 г. становятся отрицательными. Для электрооборудования они имели серьезный всплеск в 2015 году, но в 2016-ом тоже отрицательны. Для производства транспортных средств всплеск был в 2013 г., а в отрицательную область значений инвестиции уехали уже в 2015 году. То есть, развитие всех секторов в прошлом году остановилось. Посмотрим, что будет в этом. Если тенденция останется, это будет однозначно указывать на то, что все свои надежды на техническое перевооружение российские предприятия опять связывают с импортом.

Теперь о Северо-Западе. Доля Санкт-Петербургав совокупном объеме выпуска продукции машиностроительной отрасли в РФ составляет 10%, остальные регионы СЗФО вместе обеспечивают 7% совокупного выпуска РФ. Доля машиностроения в промышленном производстве в РФ – 13%, в СЗФО – 18%, а в Санкт-Петербурге – 26%. То есть, как видим, Северо-Запад – округ вполне себе машиностроительный. Правда, за счет Санкт-Петербурга. За счет его же, в первую очередь, производство продукции отрасли машиностроения в СЗФО за 2010-2015 гг. увеличилось в 2 раза. Про остальные регионы этого сказать нельзя, поскольку в 2013 г. совокупная доля СЗФО в российском машиностроении составляла около 20%, притом, что петербургская была около 9%. Стало быть, производство в остальных 10 регионах в совокупности – снизилось.

После Санкт-Петербурга (63% от объема производства округа в целом) в перечне машиностроительных регионов СЗФО следует Калининградская область (18%), Ленинградская (10%) и Архангельская (3%).

Основа машиностроения СЗФО - производство автотранспортных средств (23% выручки отрасли); 16%приходится на долю кораблей, судов и плавучих конструкций; 5% – на долю турбин и прочего энергооборудования.


Материалы:

Евгений Бежин, директор Центра прикладных исследований и разработок НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург
Презентация «Машиностроение: состояние отрасли и основные тенденции развития»



Яндекс.Метрика
ул. Кавалергардская, д. 7
191015, Санкт-Петербург, Россия
Тел.: 8 (812) 374-95-44
Факс.: 8 (812) 374-95-50
E-mail: mail@n-west.ru
© 2011 – 2017
Стратегическое партнерство
«Северо-Запад»