Попытки использования федерального закона о территориях опережающего развития для решения проблем развития моногородов в СЗФО до сих пор не приводят к положительным результатам. В немалой степени, потому что вопросов к авторам закона пока больше, чем ответов. Хотя именно в ТОРах многие видят, чуть ли не основной, инструмент развития Арктической зоны РФ.

Семинар-совещание по использованию ФЗ РФ от 29 декабря 2014 г. N 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» прошел 16 декабря. Организатором его выступило Стратегическое партнерство «Северо-Запад».

Совещание состоялось в режиме видеоконференции. В резиденции полномочного представителя президента разместились участники из Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Представители республик Карелия и Коми, Архангельской, Вологодской, Мурманской и Новгородской областей участвовали удаленно, из студий в своих регионах.

Закон о территориях опережающего развития до 2018 года на всей территории РФ, за исключением Дальнего Востока, может применяться только в рамках моногородов первой группы (с наиболее сложным социально-экономическим положением). На территории СЗФО таковых 19, и относятся они к семи регионам. С тех пор, как летом этого года вышло постановление правительства страны N 614 «Об особенностях создания территорий опережающего социально-экономического развития на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов)», в большинстве субъектов Федерации приступили к подготовке заявок. Но возникают трудности.

– У нас в республике шесть городов относится к первой группе. Для пяти из них мы подготовили заявки по методике, которая на тот момент была. Отправили 30 сентября. Однако в ноябре получили из Министерства экономического развития протокол, датированный 9 сентября, где рекомендовалось оформлять заявки совершенно по-иному. Соответственно, ни одна из наших заявок не была принята! – заявил заместитель главы Республики Карелия Валентин Чмиль.

– Заявку на создание территории опережающего развития в городе Пикалево готовить было бесполезно, поскольку еще в сентябре на федеральном уровне не было четкого порядка ее подготовки и рассмотрения, – поддержал коллегу из Карелии начальник отдела инфраструктурного обеспечения проектов комитета экономического развития Ленинградской области Кирилл Саргаев.

– Мы готовили заявку по городу Онега, но посылать ее не стали, потому что поняли, что смысла в этом никакого не будет, – прокомментировал ситуацию в своем регионе исполняющий обязанности министра экономического развития Архангельской области Олег Бачериков. – Тем временем, безо всякой федеральной  поддержки мы запустили в этом городе крупный пелеттный завод.

По мнению Валентина Чмиля, до тех пор, пока в Минэкономразвития РФ, вместо комиссии по рассмотрению заявок на создание территорий опережающего развития, не будет создана рабочая группа по РАЗВИТИЮ ТОР, дело с мертвой точки не сдвинется. Как не сдвигается оно, фактически, по другим госпрограммам поддержки моногородов.

Но кроме «формального рассмотрения заявок», как определил эту процедуру в федеральном министерстве министр экономического развития Республики Коми Владимир Бармашов, на пути реализации закона стоит множество и других проблем. Старому, градообразующему предприятию в создании ТОР участвовать запрещено. Но весь остальной имущественный комплекс в этих городах находится, зачастую, в настолько плохом состоянии, что новых инвесторов туда привлечь трудно. В то же время, на территории, прилегающей к моногороду, вполне возможно, условия более интересные для инвестора, и в совокупности населенный пункт и соседняя территория могли бы составить неплохую ТОР. Однако и это тоже запрещено законом. И так далее.

В результате, ТОРы до сих пор развиваются только на Дальнем Востоке, для которого действует особый режим, и где территории опережающего развития создаются либо во вполне приличных по социально-экономическому положению городах, либо вообще в чистом поле, но там, где есть перспективные залежи полезных ископаемых. Для Северо-Запада, как и для иных регионов России, такая возможность наступит только после 2018 года. И бизнес ее ждет. Например, по уверению первого заместителя председателя правления Гильдии профессиональных участников ВЭД «Гермес» Евгения Кошкарова, перспективная ТОР могла бы возникнуть на базе порта Усть-Луга.

Но все это дело пока еще далекого будущего. А работать нужно сейчас. Модератор совещания, помощник полномочного представителя президента в СЗФО Сергей Зимин выступил с инициативой формирования рабочей группы Экспертного совета Стратегического партнерства «Северо-Запад»  по координации вопросов подготовки и становления ТОР на территории СЗФО. Представители регионов эту инициативу поддержали.



Яндекс.Метрика
ул. Кавалергардская, д. 7
191015, Санкт-Петербург, Россия
Тел.: 8 (812) 374-95-44
Факс.: 8 (812) 374-95-50
E-mail: mail@n-west.ru
© 2011 – 2017
Стратегическое партнерство
«Северо-Запад»