УТВЕРЖДЕНО
Общим собранием учредителей
Автономной некоммерческой организации
«Стратегическое партнерство
по экономическому и социальному развитию
Северо-Западного федерального округа»
Протокол №5 от «15» июня 2016 г.

Открытое соглашение
о стратегическом партнерстве в сфере экономического
и социального развития Северо-Запада Российской Федерации

 

Субъекты Российской Федерации, расположенные в пределах Северо-Западного федерального округа, а также организации, действующие в экономической и социальной сферах Северо-Западного федерального округа (далее – Участники Соглашения):

  • руководствуясь принципами формирования социально ориентированной экономики, гармоничного и комплексного развития регионов,
  • исходя из взаимной заинтересованности в эффективном взаимодействии в рамках реализации Стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа,
  • в целях достижения целевых показателей социально-экономического развития Российской Федерации, установленных Указами Президента Российской Федерации,

договорились о нижеследующем:

Раздел 1. Общие положения

 Статья 1

Соглашение о стратегическом партнерстве в сфере экономического и социального развития Северо-Запада Российской Федерации (далее – Соглашение) определяет основные направления действий Участников Соглашения по реализации экономической и социальной политики, проводимой на территории Северо-Запада Российской Федерации, а также принципы и порядок их взаимодействияпри совместном решении задач, определенных Указами Президента Российской Федерации и Стратегией социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа.

Статья 2

Учредителем Соглашения является АНО «Стратегическое партнерство по экономическому и социальному развитию Северо-Западного федерального округа» (далее – Стратегическое партнерство). Условия Соглашения утверждаются Общим собранием учредителей Стратегического партнерства.

Участниками Соглашения могут быть органы государственной власти и местного самоуправления субъектов Российской Федерации, организации любых форм собственности, общественные и некоммерческие организации, ассоциации, союзы и временные объединения коммерческих и некоммерческих организаций, в том числене учредители Стратегического партнерства, являющиеся резидентами Российской Федерации, имеющие намерения и планы по развитию деятельности в Северо-Западном федеральном округе.

Не допускается участие в Соглашении политических партий, религиозных организаций и объединений, общественных организаций и объединений, образованных по национальному признаку, военизированных образований и формирований.

Статья 3

Соглашение является открытым для всех организаций, соответствующих установленным настоящим Соглашением требованиям, изъявивших готовность к взаимодействию на изложенных в нем условиях.    Подписание Соглашения придает подписанту статус Участника Соглашения, предоставляет возможность пользоваться всеми правами и исполнять обязанности, предусмотренные нормативными документами Стратегического партнерства.

Организацией, обеспечивающей взаимодействие всех Участников Соглашения (далее – Держателем Соглашения), является Стратегическое партнерство.

Статья 4

Участники Соглашения действуют в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Северо-Западного федерального округа, Соглашением о социальном партнерстве и содействии социально-экономическому развитию субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Северо-Западного федерального округа, международными договорами Российской Федерации, а также во исполнение решений, принятых Общим собранием учредителей Стратегического партнерства.

Статья 5

Субъекты Российской Федерации, находящиеся в пределах Северо-Западного федерального округа, рассматривают Северо-Западный федеральный округ, образованный Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. №849 в составе: Республика Карелия, Республика Коми, Архангельская область, Вологодская область, Калининградская область, Ленинградская область, Мурманская область, Новгородская область, Псковская область, Ненецкий автономный округ, город федерального значения Санкт-Петербург, в качестве макрорегиона, в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 28 июня 2014 г. №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», в целях государственного стратегического планирования.

Раздел II. Основные принципы взаимодействия Участников Соглашения

Статья 6

В целях создания условий для гармоничного развития каждого региона, находящегося в пределах Северо-Западного федерального округа, и в интересах проживающих в регионах граждан Российской Федерации, учредители Стратегического партнерства, утверждая условия Соглашения, договорились о том, что все Участники Соглашения руководствуются в своей деятельности, следующими принципами:

  • приоритет социально-экономической политики Российской Федерации, обеспечение единства государственных и корпоративных интересов при решении конкретных задач социально-экономического развития отдельных регионов и Северо-Западного федерального округа в целом;
  • открытость целей, намерений и планов для всех Участников Соглашения, согласованность программ развития деятельности Участников Соглашения в регионах Северо-Западного федерального округа;
  • консолидация усилий, материальных и финансовых ресурсов с целью максимального использования имеющегося потенциала Участников Соглашения в интересах социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа и улучшения социального положения граждан;
  • содействие стабилизации социально-экономической и экологической обстановки, а также улучшению состояния отдельных секторов экономики и положения отдельных предприятий и организаций при проведении региональной экономической политики, планировании и реализации системообразующих коммерческих проектов;
  • защита конкуренции и недопущение недобросовестной конкуренции со стороны Участников Соглашении и иных участников рынка;
  • максимальное использование и сохранение преимуществ геополитического положения Северо-Западного федерального округа;
  • соблюдение интересов других Участников Соглашения, за исключением крайней необходимости осуществления властных полномочий органов государственной власти в интересах обеспечения политической, социальной стабильности и национальной безопасности;
  • оказание ежегодной финансовой, имущественной либо иной поддержки деятельности Стратегического партнерства в размерах, рекомендованных Общим собранием учредителей Стратегического партнерства, а при отсутствии такой возможности, ежегодно, в размере любой корректной суммы;
  • выработка общих позиций при разработке и продвижении на федеральном уровне предложений по совершенствованию государственной внутренней политики и развитию внешнеэкономической деятельности.

Раздел III. Основные направления взаимодействия Участников Соглашения

Статья 7

Участники Соглашения договорились о взаимодействии в следующих сферах социально-экономического развития:

  • стратегическое планирование социально-экономического развития округа и регионов, пространственное и территориальное планирование;
  • создание и функционирование системообразующих региональных и межрегиональных инфраструктурных объектов в сфере экономики и социальной сфере;
  • содействие в реализацииприоритетных инвестиционных проектов, заявленных в рамках Стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа, в том числе на федеральном уровне;
  • содействие в реализации федеральных государственных программ развития экономики и социальной сферы в субъектах Российской Федерации, находящихся в пределах Северо-Западного федерального округа, подготовке предложений по их реализации и корректировке;
  • содействие развитию законотворческой деятельности на региональном и федеральном уровнях;
  • налоговая и бюджетная политика;
  • обеспечение функционирования единого экономического пространства, развитие единого рынка товаров, услуг и капиталов, обеспечение согласованной промышленной политики, в том числе производства и реализации продукции в рамках программ импортозамещения;
  • функционирование межрегионального рынка труда и совершенствование трудовых отношений;
  • реализация политики демонополизации экономики, защиты конкуренции, развития малого и среднего предпринимательства;
  • формирование благоприятных условий для осуществления инвестиционной и предпринимательской деятельности;
  • внешнеэкономическая деятельность хозяйствующих субъектов и приграничное сотрудничество регионов;
  • развитие внутреннего и международного туризма;
  • обеспечение экологической безопасности и сохранение природных ресурсов;
  • экономия всех видов ресурсов, модернизация и инновационное развитие секторов экономики округа, развитие энергосберегающих технологий и возобновляемых источников энергии;
  • сохранение и развитие человеческого потенциала: демографическая и социальная политика, здравоохранение, образование, культура и спорт;
  • содействие повышению качества государственного управления и местного самоуправления в субъектах Российской Федерации, находящихся в пределах Северо-Западного федерального округа.

Статья 8

Участники Соглашения принимают меры, направленные на наиболее полное освещение в средствах массовой информации их взаимодействия в рамках настоящего Соглашения.

Статья 9

В рамках взаимодействия по совершенствованию системы государственного планирования социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Северо-Западного федерального округа, Участники Соглашения договорились, используя организационно-технические возможности Стратегического партнерства, проводить:

  • постоянный мониторинг потребностей населения и институциональной инфраструктуры, а также оценку состояния всех видов имеющихся ресурсов в регионах с целью информирования Участников Соглашения;
  • анализ намерений, программ и планов развития деятельности предприятий и организаций ресурсодобывающей и производственной сфер с целью формирования планов территориального размещения производительных сил;
  • координация программ и планов развития предприятий и организаций транспортного, энергетического комплекса и связи, торговли и услуг с учетом программ развития предприятий и организаций ресурсодобывающей и производственной сферы;
  • формирование государственных и муниципальных программ и планов развития социальной инфраструктуры и осуществление градостроительной политики;
  • разработка проектов комплексного развития новых территорий и территорий опережающего развития;
  • согласованные действия по территориальному планированию освоения и развития территорий Арктической зоны Российской Федерации, находящихся в пределах Северо-Западного федерального округа, реализация принципа «развитие через освоение»;
  • сохранение и развитие населенных пунктов с монопрофильной экономикой.
  • Основой для действий Участников Соглашения и Стратегического партнерства по стратегическому планированию развития регионов являются исключительно реальные проекты компаний «первого эшелона», государственные и (или) муниципальные стратегические программы, поддержанные соответствующим бюджетным финансированием, проекты и программы, реализуемые на принципах государственно-частного партнерства.

Основой для действий Участников Соглашения являются реальные проекты участников экономической деятельности, государственные и (или) муниципальные стратегические программы, поддержанные соответствующим бюджетным финансированием, проекты и программы, реализуемые на принципах государственно-частного партнерства.

Статья 10

При создании и функционировании системообразующих региональных и межрегиональных инфраструктурных объектов в сфере экономики и социальной сфере Участники Соглашения договорились:

  • системообразующими инфраструктурными объектами являются объекты, деятельность которых способна существенно повлиять на жизнеобеспечение той или иной территории или функционирование того или иного сектора экономики или социальной сферы, в том числе градообразующие и бюджетообразующие предприятия и организации;
  • при создании таких объектов Участники Соглашения на стадии формирования концепции проекта и проектирования совместно оценивают экономические и социальные последствия их деятельности, а также, в случае бюджетного финансирования, экономическую и бюджетную эффективность, и создают для этого соответствующие механизмы;
  • создание системообразующего инфраструктурного объекта должно способствовать повышению эффективности социально-экономической деятельности в Северо-Западном федеральном округе и (или) в отдельном секторе экономики;
  • в случае временного негативного влияния системообразующего инфраструктурного объекта на жизнеобеспечение той или иной территории или функционирование того или иного сектора экономики или социальной сферы, Участники Соглашения предлагают стимулы или варианты дополнительной разработки и реализации инициатором проекта соответствующих компенсационных мер, либо совместно организуют принятие таких мер;
  • Участники Соглашенияимеют приоритетное право участия в реализации проектов по созданию в Северо-Западном федеральном округе системообразующих инфраструктурных объектов.

Статья 11

В целях реализации приоритетных инвестиционных проектов, заявленных в рамках Стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа, Участники Соглашения договорились, что:

  • координатором реализации приоритетных инвестиционных проектов, заявленных в рамках Стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа, является Стратегическое партнерство, обязанное оказывать поддержку инвестиционным проектам на региональном и федеральном уровне;
  • для реализации приоритетных инвестиционных проектов, включая проекты освоения новых территорий, Стратегическое партнерство может инициировать создание межотраслевых, межрегиональных объединений и организаций различных форм собственности, работающих в разных сегментах рынка (кластеров) на основе соглашений о взаимодействии и совместном использовании результатов (кластерные соглашения), привлекать финансовые ресурсы, в том числе иностранный капитал и средства международных финансовых организаций.

Статья 12

Приоритетные инвестиционные проекты, федеральные государственные программы и федеральные целевые программы реализуются субъектами Российской Федерации, находящимися в пределах Северо-Западного федерального округа, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Стратегическое партнерство осуществляет мониторинг реализации и оценку эффективности реализации проектов и программ.

Статья 13

Органы государственной власти и местного самоуправления, являющиеся Участниками Соглашения, информируют Стратегическое партнерство о мероприятиях, параметрах и объемах финансирования приоритетных инвестиционных проектов, региональных и федеральных государственных программ социально-экономического развития на очередной финансовый год.

Стратегическое партнерство оказывает содействие органам государственной власти и местного самоуправления, реализующим приоритетные инвестиционные проекты, федеральные государственные программы социально-экономического развития, в привлечении средств федерального бюджета и внебюджетных средств.

Статья 14

В целях совершенствования федерального и регионального законодательства и правоприменительной практики Участники Соглашения, используя организационно-технические возможности Стратегического партнерства, осуществляют:

  • подготовку предложений по гармонизациирегиональных законов и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Северо-Западного федерального округа, при решении задач реализации Стратегии социально–экономического развития регионов и разработку модельных проектов законов;
  • подготовку предложений по совершенствованию федеральных законов и иных федеральных нормативных правовых актов на основе оценки правоприменительной практики и их регулирующего воздействия на экономику и социальную сферу;
  • подготовку предложений по социально-экономическому развитию Северо-Западного федерального округа на долгосрочный период за расчетным сроком действующей стратегии и подготовку стратегии социально-экономического развития округа на последующий период;
  • формирование отношений конструктивного взаимодействия с федеральными органами законодательной и исполнительной власти, в том числе создание механизмов учета мнения субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Северо-Западного федерального округа, при разработке и принятии федеральных законов.

Статья 15

В сфере налоговой и бюджетной политики Участники Соглашения договорились действовать согласованно, и последовательно добиваться сбалансированности интересов субъектов экономической деятельности и органов государственной власти и местного самоуправления, а именно: снижения общей фискальной нагрузки на налогоплательщиков при одновременном увеличении доходов региональных бюджетов. С этой целью предполагается:

  • создание в рамках Стратегического партнерства системы постоянного мониторинга регулирующего воздействия федерального и регионального налогового законодательства, а также иных региональных и муниципальных нормативных правовых актов, определяющих уровень неналоговой нагрузки на субъекты экономической деятельности;
  • введение практики предварительного обсуждения и экспертной оценки проектов федеральных и региональных законов, регулирующих экономическую деятельность, включая налоговое регулирование, Экспертным советом Стратегического партнерства;
  • реализация мер, направленных на диверсификацию источников доходов региональных и местных бюджетов, снижение неналоговых расходов в себестоимости продукции и издержках обращения налогоплательщиков;
  • поддержка принципа «налоговой оседлости» для градообразующих и бюджетообразующих организаций, предусматривающего добровольное решение налогоплательщика – Участника Соглашения – уплачивать налоги по месту расположения основного объекта (центра формирования прибыли), создающего инфраструктурную нагрузку на территорию.

Статья 16

В целях обеспечения функционирования единого экономического пространства Участники Соглашения договорились:

  • способствовать принятию мер по формированию сопоставимых условий экономической деятельности в субъектах Российской Федерации, находящихся в пределах Северо-Западного федерального округа,и мер регулирования отдельных секторов экономики с целью обеспечения свободного перемещения инвестиционного капитала;
  • содействовать развитию межрегиональных хозяйственных связей, при поддержке органов государственной власти, с целью активизации межрегионального товарообмена и обеспечения свободного перемещения потребительских товаров и продукции промышленной переработки, особенно продовольственных товаров и сельскохозяйственной продукции;
  • осуждать попытки административного ограничения свободного вывоза товаров за пределы регионов, равно как и ограничение доступа товаров и услуг на региональные рынки;
  • содействовать развитию системы специализированных торговых площадок по отдельным видам товаров и ресурсов в интересах Участников Соглашения;
  • оказывать содействие участникам государственных закупок в мониторинге конъюнктуры рынка соответствующих товаров, услуг и цен.

Статья 17

Для функционирования межрегионального рынка труда и в целях совершенствования трудовых отношений Участники Соглашения считают необходимым:

  • разработать и реализовать совместную программу регулирования рынка труда, предполагающую планирование и регулирование напряженности рынка труда, организацию перераспределения рабочей силы из трудоизбыточных регионов в регионы с дефицитом трудовых ресурсов, организацию приема и трудоустройства перемещенной иностранной рабочей силы. Создать в рамках Стратегического партнерства межрегиональный кадровый ресурсный центр;
  • способствовать развитию договорных отношений между учебными заведениями профессионального образования и предприятиями различных секторов экономики с целью организации целевой, в том числе, контрактной подготовки кадров рабочих и специалистов;
  • противодействовать недобросовестной конкуренции на рынке труда со стороны приходящих на рынки Северо-Западного федерального округа инвесторов, не имеющих собственных программ привлечения рабочей силы.

Статья 18

В рамках реализации политики демонополизации экономики, защиты конкуренции, развития малого и среднего предпринимательства Участники Соглашения решили:

  • создать в рамках Стратегического партнерства специальную группу экспертов для оценки проектов нормативных правовых актов, соглашений, распоряжений и иных решений Участников Соглашения с точки зрения соответствия антимонопольному законодательству, а также механизм досудебного урегулирования споров Участников Соглашения с антимонопольными органами;
  • противодействовать недобросовестной конкуренции, использованию доминирующего положения на рынке в ущерб другим Участникам Соглашения;
  • разрабатывать и реализовывать совместные программы поддержки деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в целях развития субконтрактинга и локализации высокотехнологичных производств;
  • разрабатывать и реализовывать меры, направленные на ограничение административного регулирования экономики, снижение административных барьеров, ликвидацию необоснованных ограничений инвестиционной и предпринимательской деятельности;
  • анализировать в рамках деятельности Стратегического партнерства региональные и муниципальные программы приватизации государственного и муниципального имущества, развивать практику передачи/владения Участниками Соглашения государственного и муниципального имущества на условиях доверительного управления.

Статья 19

В целях формирования одинаково благоприятных условий для инвестиций и предпринимательской деятельности Участников Соглашения во всех регионах Северо-Западного федерального округа Стратегическое партнерство осуществляет постоянный мониторинг инвестиционного и предпринимательского климата, разрабатывает «стандарты регулирования» по предложениям Участников Соглашения, публикует соответствующие справочные материалы и рекомендации.

Статья 20

В целях развития внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов и приграничного сотрудничества регионов Участники Соглашения разрабатывают и реализуютсовместные программы приграничного сотрудничества, направленные на упрощение административных процедур внешнеэкономической деятельности в приграничных регионах, повышение экономической заинтересованности приграничных субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в развитии приграничной инфраструктуры, в том числе, и с привлечением частного капитала.

Статья 21

Каждый субъект Российской Федерации, находящийся в пределах Северо-Западного федерального округа (Участник Соглашения), самостоятельно разрабатывает и реализует программы развития внутреннего и международного туризма.

Стратегическое партнерство содействует повышению туристической привлекательности регионов, осуществляет рекламное и информационное сопровождение туристических программ регионов на федеральном и международном уровне.

Стратегическое партнерство разрабатывает организационные, правовые и экономические механизмы реализации межрегионального туристического проекта «Серебряное ожерелье».

Межрегиональные проекты развития туризма реализуются Стратегическим партнерством с привлечением средств федерального, региональных бюджетов и частных инвестиций (преимущественно Участников Соглашения).

Статья 22

Обеспечение экологической безопасности, сохранение и воспроизводство природных и биологических ресурсов является приоритетным и осуществляется при непосредственном участии органов государственной власти и местного самоуправления регионов.

Не поддерживается увеличение дополнительной финансовой нагрузки на субъекты экономической деятельности в связи с реализацией государственных и муниципальных экологических проектов и природоохранных мероприятий в субъектах Российской Федерации, находящихся в пределах Северо-Западного федерального округа.

Участниками Соглашения может быть образован экологический фонд Северо-Западного федерального округа с целью поддержки инноваций в сфере обеспечения экологической безопасности.

Статья 23

В рамках реализации государственной политики освоения и развития территорий Арктической зоны Российской Федерации, находящихся в пределах Северо-Западного федерального округа, Участники Соглашения договорились активно содействовать локализации производства продукции и товаров, развитию сферы транспорта и связи, обеспечению социальных потребностей и нужд территорий Арктической зоны, преимущественно в субъектах Российской Федерации, находящихся в пределах Северо-Западного федерального округа.

Статья 24

В рамках обеспечения сохранения и развития человеческого потенциала, реализации демографической и социальной политики, развития здравоохранения, образования, культуры и спорта Участники Соглашения договорились:

  • разработать предложения и способствовать реализации комплекса мер по улучшению проживания граждан и совершенствованию системы жилищно-коммунальных услуг, в том числе в населенных пунктах с монопрофильной структурой экономики, в районах Крайнего Севера и приравненных территориях;
  • продолжать совместные программы жилищного строительства, в том числе с долевым участием граждан, развитие цивилизованного рынка риэлторских услуг, совершенствовать систему коммерческого и социального найма жилья;
  • поддерживать действия, направленные на недискриминацию доступа граждан к национальным природным ресурсам с целью проведения досуга и отдыха, а также занятия традиционными промыслами (охота, рыболовство, бортничество);
  • наряду с опережающим развитием государственного сектора здравоохранения и образования продолжить развитие рынка услуг коммерческого здравоохранения, образования, дошкольного воспитания, социальной помощи, культуры и спорта при сохранении и усилении государственных гарантий оплаты оказанных услуг;
  • всемерно поощрять благотворительную деятельность Участников Соглашения, учредить Северо-Западный благотворительный фонд.

Раздел IV. Заключительные положения

Статья 25

Проект Соглашения рассматривается и утверждается на Общем собрании учредителей Стратегического партнерства.

Дополнения и изменения в условия Соглашения могут вноситься только Общим собранием учредителей Стратегического партнерства.

Предварительно дополнения и изменения в текст Соглашения обсуждаются на очном заседании Экспертного совета Стратегического партнерства.

Статья 26

Принципы, изложенные в данном Соглашении, являются обязательными для Участников Соглашения.

Экспертный совет Стратегического партнерства создает специальную рабочую группу по мониторингу соблюдения Участниками Соглашения условий Соглашения и готовит ежегодный доклад Председателю Наблюдательного совета Стратегического партнерства.

Статья 27

Организации, не являющиеся учредителями Стратегического партнерства и изъявившие готовность к взаимодействию на изложенных в Соглашении условиях, уведомляют о своем намерении Исполнительную дирекцию Стратегического партнерства. Исполнительная дирекция не может препятствовать участию в Соглашении иначе, чем по условиям, указанным в Статье 2 настоящего Соглашения.

После процедуры согласования с Экспертным советом Стратегического партнерства Исполнительная дирекция либо иной орган управления Стратегического партнерства подписывает договор (соглашение) с новым Участником Соглашения о его присоединении к Соглашению на изложенных в нем условиях.

Статья 28

Участник Соглашения может добровольно отказаться от исполнения условий Соглашения и выйти из Соглашения.

В этом случае Участник Соглашения в письменном виде уведомляет Исполнительную дирекцию Стратегического партнерства.

Решение о прекращении участия в Соглашении принимается Президиумом Экспертного совета Стратегического партнерства в течение 30 дней после получения соответствующего заявления Участника Соглашения.

Выход участника из Соглашения равнозначен выходу из числа учредителей Стратегического партнерства.

Статья 29

Участник Соглашения может быть исключен из числа Участников Соглашения по решению Наблюдательного совета Стратегического партнерства на основании представления Исполнительной дирекции Стратегического партнерства о фактическом прекращении взаимодействия Участника Соглашения со Стратегическим партнерством.

 Статья 30

Участники Соглашения, прекращающие взаимодействие со Стратегическим партнерством по основаниям, изложенным в статьях 27, 28 настоящего Соглашения, не могут возобновить их впоследствии.

 Статья 31

Прекращение действия Соглашения возможно в следующих случаях:

  • по решению Общего собрания учредителей Стратегического партнерства;
  • по выбытии из Соглашения более 80% его Участников.
Яндекс.Метрика
ул. Лодейнопольская, д. 5, лит. А
197110, Санкт-Петербург, Россия
Тел.: 8 (812) 374-95-44
Факс.: 8 (812) 374-95-50
E-mail: mail@n-west.ru
© 2011 – 2017
Стратегическое партнерство
«Северо-Запад»